Операции южноафриканского спецназа. Операция "Пламя свечи", 1981 г. Часть I.
bravo055 — 28.12.2020Данная операция относится к одной из наиболее успешных операций, проведенных южноафриканским спецназом. До недавнего времени, пока один из участников операции майор Джек Грифф не рассказал о ней на страницах своих мемуаров, о ней не было известно практически ничего. Более того, сам факт подрыва нефтеперерабатывающего завода в Луанде военнослужащими ЮАР всячески скрывался, с традиционным «переводом стрелок» на УНИТА.
Все, что написано в интернете об этой операции, является ничем иным, как пересказыванием мемуаров Гриффа. Ничуть не умаляя того, что он написал, это все-таки субъективный взгляд одного из участников. Пришло время дополнить его рассказ по другим источникам.
Я уже писал ранее, что недавно вышла книга Доу Штейна и Арне Содерлунда под названием «Железный кулак из-под воды», посвященная боевой деятельности 4-го разведывательного полка СпН ЮАР. Книга уникальна не только фактическим материалом и документами, содержащимися в ней, но и тем, что это подробный, скрупулезный, фактически стенографический отчет обо всех боевых операциях, в которых принимали участие «боевые пловцы» 4-го полка. Учитывая опыт авторов, можно с уверенностью сказать, что более подробной книги по данной теме больше не будет никогда.
И начну я перевод этой замечательной книги описанием операции «Пламя свечи». В силу очень большого объема переводимого материала, перевод будет разделен на несколько частей. Сегодня будет рассказано о предпосылках этой операции и о ее планировании. Фотоматериалы, схемы и таблицы буду выкладывать по ходу повествования.
***
Предыстория
Хотя разрушение нефтехранилища в Лобито в августе 1980 года[1] серьезно осложнило материально-техническое обеспечение ангольских и кубинских войск, а также сил СВАПО на юге Анголы, для них это оказалась лишь временной неудачей, пусть и дорогостоящей, поскольку топливо теперь приходилось доставлять из Луанды. Поэтому наши мысли обратились к источнику этой линии снабжения — нефтеперерабатывающему заводу Petrangol, который обеспечивал все основные потребности страны в топливе. Это был единственный в Анголе нефтеперерабатывающий завод, и при выведении его из строя страна стала бы полностью зависеть от импорта нефтепродуктов, что создало бы дополнительную нагрузку на снабжение вооруженных сил. Кроме того, это стало бы серьезным ударом по экономике страны. В силу таких обстоятельств, в середине 1981 года было решено провести тщательное изучение возможностей по уничтожению этого стратегического объекта.
Хотя этот завод частично принадлежал государству, его мажоритарным акционером являлась компания Petroleos de Angola (Petrangol), — дочернее предприятие фирмы Petrofina SA из Бельгии, — которая непосредственно им и управляла. Завод был построен в 1958 году, и являлся обычным нефтеперерабатывающим предприятием, работавшим по технологии гидроскимминга[2] и в основном производящим базовые нефтепродукты, такие как бензин, дизельное топливо, сжиженный газ и реактивное топливо. В основном, все продукты производились для внутреннего потребления, с очень небольшой долей экспорта. Хотя мощность предприятия составляла 1,5 млн. тонн нефтепродуктов в год, на тот момент производство составляло всего около 1 млн. тонн.
Задача изучить возможности по выведению завода из строя была поставлена 1-му разведывательному полку спецназ, и при создании схемы объекта и его окрестностей пришлось полагаться на широкий спектр источников. Многие из них были внешними источниками, требовавшими тщательного изучения — старые карты, рекламные объявления и статьи. Только после сбора всей возможной информации, создания точной базы данных и формирования четкого понимания и представления о районе цели (объекта) будущей операции, можно было определить осуществимость нападения и приступить к основному планированию. Первоначально были определены две возможные точки высадки на берег. Одна находилась к западу от объекта, возле передвижного склада под скалами, а вторая — к северо-востоку от нефтеперерабатывающего предприятия, рядом с цементным заводом. Первое место вскоре отклонили из-за его доступности, движения в гавани и изменений, произошедших в том районе.
Место проведения операции и географические особенности
Нефтеперерабатывающий завод располагался на низком плато к северу от гавани и занимал большую площадь. В нем находилось около пятидесяти с лишним резервуаров для хранения сырой нефти, реактивного топлива, бензина, дизельного топлива и других нефтепродуктов. В нем также находились установка для производства сжиженного газа с двумя большими круглыми хранилищами газа и нефтеперегонный участок, имевший три ректификационные колонны. С одной стороны завод был окружен лагерями поселенцев, а с другой к нему примыкала промышленная зона. К западу от него простиралось открытое пространство.
Местность вокруг нефтеперерабатывающего завода напоминала сельскую местность вокруг Оудсхоорна в Западном Кейпе и, таким образом, была хорошо знакома операторам, которые все прошли обучение в находившейся там пехотной школе. Местность умеренно рассекалась несколькими донгами,[3] имевшими глубину от 2 до 16 метров, но все они были проходимыми. Поверхность состояла из рыхлого песка с разбросанными скальными выступами.
Территория была покрыта травой до полуметра высотой, в некоторых местах были разбросаны баобабы и довольно густые кустарниковые заросли. Кроме того, во всем районе росло несколько манговых и ягодных деревьев. Также попадались небольшие участки земли, возделываемой местными жителями. Скалы, спускавшиеся к береговой линии, были заросшими алоэ и кактусами, что обеспечивало укрытие и относительно безопасные подступы. Вдоль берега тянулись белые песчаные пляжи, некоторые из которых пересекались скальными выступами, но так как никаких молов не было, то все они были пригодны для высадки на берег. Даже при умеренном ветре волны редко достигали полуметровой высоты.
К юго-востоку от маяка Лагостас Пойнт, расположенного в самой северной точке плато, располагался автомобильный парк с армейскими казармами, к югу от которого находились технические склады, а к востоку — цементный завод. Зенитная батарея 23-мм пушек, защищавшая завод от нападения с воздуха, находилась примерно в 1 км к северо-западу от завода. Таким образом, можно было ожидать, что в районе будет иметь место существенная военная активность. К югу от нефтеперерабатывающего завода также был выставлен полицейский пост. Все вместе делало это промышленное предприятие очень крепким орешком. Однако военнослужащие группы, проводившие изучение объекта, ранее принимали участие в разведке и нападении на нефтехранилище в Лобито и, таким образом, с уверенностью доложили, что атака завода действительно возможна, но только после того, как доразведка с суши подтвердит необходимую разведывательную информацию.
Планирование операции
В результате этой рекомендации было дано добро на планирование и подготовку операции, которая должна была состояться в конце ноября, но с условием, что атака будет осуществлена только после того, как вся необходимая разведывательная информация будет подтверждена путем предварительной доразведки самого объекта и маршрутов подхода к нему. Из-за большого расстояния между Луандой и Лангебааном (около 1500 км) и времени, которое требовалось подводной лодке на покрытие этого расстояния туда и обратно, времени на проведение предварительной доразведки было недостаточно, поэтому было принято решение доразведку объекта и само нападение проводить в рамках одной операции. В рамках этого замысла, после завершения всех приготовлений, рейдовый отряд должен был развернуться в районе объекта операции и находиться в ожидании завершения доразведки, по итогам которой план уточнялся, и атака проводилась через день или два. Операция отменялась в случае, если полученные уточненные разведданные окажутся недостаточными, если они укажут на необходимость слишком значительных изменений в исходный план и подготовку, или если они выявят то, что угроза обнаружения разведгруппы слишком высока. В таком случае операция будет рассматриваться исключительно как разведывательная.
Поскольку считалось, что после нападения на нефтехранилище в Лобито противник предпринял дополнительные меры безопасности, а также учитывая тот факт, что, поскольку это был нефтеперерабатывающий завод, в районе производства будет постоянно находится рабочий персонал, операция рассматривалась как очень рискованная. Ее важнейшие руководящие принципы заключались в том, что она должна была оставаться тайной операцией, в ее планирование строилось с учетом того, чтобы ответственность за ее проведение можно было переложить на УНИТА. Таким образом, военно-морской потенциал ЮАР ни в коем случае не должен был быть раскрыт.
1-му разведывательному полку ставилась задача на проведение предварительной доразведки на берегу, а также на атаку целей в пределах нефтеперерабатывающего завода, в то время как 4-й полк выделял для проведения операции четыре лодки типа «Барракуда» с экипажами, а также береговую разведывательную партию для обеспечения вывода и эвакуации «малой группы» спецназ и рейдовой разведгруппы в районе высадки (эвакуации). Недавно приобретенные моторные лодки на гидролыжах типа «Барракуда» должны были применяться в боевой операции на западном побережье впервые.
Разведгруппы должны были доставляться в Луанду и обратно на двух ударных кораблях флота. Это должно было стать самым удаленным местом от пункта базирования, где ударным кораблям предстояло действовать в этой роли, поэтому для их дозаправки и снабжения продовольствием требовался вспомогательный корабль. Для проведения операции были выделены два ударных корабля — ракетные катера «Освальд Пиров» (командир коммодор Арне Содерлунд) и «Джим Фуше» (командир коммодор «Фанни» Юйс) — а также гидрографическое судно «Протеа» (командир кэптен Боб Питерс), выполнявшее роль судна обеспечения. Ввиду большого расстояния для перехода морем и для сохранения высокой боевой готовности разведчиков, было решено, что до тех пор, пока не будет проведена доразведка и руководитель операции не одобрит ее, основная разведгруппа, за исключением «малой группы» из двух человек, будет находиться на борту «Протеи» как более крупного и просторного судна.
Военно-воздушным силам была поставлена задача выделить транспортный самолет C-130 или С-160, который будет действовать как самолет-ретранслятор в случае, если возникнет необходимость в срочной эвакуации и уклонении от попадания в плен. ВВС также должны были выделить один вертолет «Уосп» для базирования на борту «Протеи». Медицинская служба Вооруженных сил ЮАР из состава 7-го медицинского батальона в Центурионе выделяла укомплектованную хирургическую группу со всем необходимым оборудованием, которая должна была размещаться на борту «Протеи», в то время как на борту каждого ударного корабля должны были находиться два специально подготовленных врача. На протяжении всей операции все эти вспомогательные силы должны были находиться под оперативным управлением Главного штаба сил специального назначения ЮАР.
Общее руководство операцией осуществлялось из Главного штаба Сил специального назначения, ее непосредственным руководителем был назначен старший оперативный офицер штаба флота кэптен «Вуди» Вудберн, находившийся на борту ракетного катера «Освальд Пиров», где 21 ноября был создан тактический штаб. Непосредственно за проведение наземной части операции отвечал коммандант (подполковник) Андре Бестбир, командир 1-го разведывательного полка, которому подчинялись коммандант Малькольм Кингхорн, назначенный командиром лодочной группы и командир рейдовой группы капитан Доу Штейн. Группировкой сил флота, принимавшей участие в операции, командовал коммодор Содерлунд, находившийся на борту катера «Освальд Пиров». Недавно назначенный командующий Силами специального назначения бригадир Кат Либенберг должен был сопровождать силы, находясь на борту «Освальда Пиров», чтобы получить практический опыт и непосредственно наблюдать за проведением тайной боевой операции.
Исходя из фазы Луны и для обеспечения максимальной скрытности в темное время суток, операция должна была состояться в ночь с 29 на 30 ноября, причем 30 ноября и 1 декабря были выбраны в качестве запасных дат. Поскольку это была одновременно и разведывательная, и боевая операция, ее планировалось провести в семь основных этапов.
• Этап 1. 18 ноября в Лангебаан должны были прибыть ударные корабли для организации взаимодействия, планирования и проведения совместных тренировок с лодочными и рейдовыми группами. Тренировки должны были проходить в темное время суток и у залива Салданья, чтобы разведгруппы 1-го полка могли пройти акклиматизацию.
• Этап 2. 21 ноября в 05.00 ударные корабли должны были перейти в залив Уолфиш-бей, имея на борту 4 лодки типа «Барракуда», «малую группу» спецназ из состава 1-го полка, все группы 4-го полка и медиков из 7-го медбата. Все силы должны были прибыть в Уолфиш-бей после наступления темноты 22 ноября для дозаправки и отбыть оттуда до рассвета следующего дня.
• Этап 3. На третьем этапе осуществлялся переход из Уолфиш-Бей в район Луанды, с расчетным временем прибытия в район ожидания на рассвете 25 ноября. После этого на участок берега к северу от гавани Луанды, с двух лодок «Барракуда» должна была быть высажена «малая группа» спецназ в составе двух разведчиков из 1-го полка.
• Этап 4. На четвертом этапе малая разведгруппа находилась на берегу, ведя доразведку, этап продолжался до тех пор, пока ее не эвакуировали с берега ранним утром 28 ноября. В то же самое время судно «Протеа» должно было 25 ноября в 03.00 выйти из Уолфиш-Бей, приняв на борт ударную рейдовую группу 1-го полка и группу хирургов.
• Этап 5. Этот этап был критическим моментом операции, и включал в себя обобщение и анализ разведывательных данных, полученных во время доразведки, и, при необходимости, внесение изменений в исходный план, повторное планирование или прекращение операции, если полученные сведения будут против продолжения операции. Этот процесс должен был происходить на борту «Протеи» 28 ноября после того, как на нее в 05.00 переведут эвакуированную «малую группу» спецназ. В то же время два ракетных катера должны были пополнить запасы топлива и продовольствия. Для переброски грузов и личного состава на борту «Протеи» должен был находиться вертолет. Если будет дано добро на операцию, рейдовые группы должны были переместиться на два ударных корабля, а судно «Протеа» должно будет отделиться от них и ожидать окончания операции в заранее определенном районе для оказания медицинской помощи, если она потребуется.
• Этап 6. Этот этап включал в себя непосредственно нападение на нефтеперерабатывающий завод в ночь на воскресенье 29 ноября. Группа разведчиков должна была быть доставлена ударным кораблем в пункт высадки, находившийся примерно в 10 милях от побережья, а затем высажена на берег четырьмя лодками типа «Барракуда». Эвакуация группы должны была осуществляться на рассвете следующего утра. Следующие две ночи определялись в качестве запасного времени эвакуации и резервного времени эвакуации, на случай отхода разведчиков и их уклонения от захвата в плен с крайним временем эвакуации в ночь с 1 на 2 декабря.
Этап 7. Заключительным этапом должен был стать отход
отряда кораблей и групп специального назначения из района цели
(объекта) до рассвета 30 ноября и их обратный переход в Лангебаан.
Если потребуется, ударные корабли должны были дозаправиться либо от
«Протеи», либо в заливе Уолфиш-бей после наступления темноты 2
декабря, и прибыть в Лангебаан 4 декабря. Эти сроки продлевались на
случай задержек, которые могли возникнуть на предыдущем этапе.
[1] Эта операция имела кодовое наименование «Амазон».
[2] Гидроскимминг — технологический процесс отгона легких фракций от нефти в присутствии водорода.
[3] Донга (африкаанс — donga, язык зулу — udonga) — сухое, размытое русло, наполняемое водой только в дождливый сезон
|
</> |