Опера "Черная гора".
blau_kraehe — 29.01.2024Ворона в этом году решила наконец заняться чем-нибудь приятным и в рамках этого на прошлой неделе сходила в театр
Выбор у нас в городе небольшой ,тем более, что я занята большую
часть вечеров Я выбрала оперу, причем опера весьма любопытная,
называется "Черная гора" - ни название, ни автор (Огюста Ольмес)
мне ничего не сказали. И действительно, оказалось, что это очень
малоизвестное произведение, как и авторша -
композиторша-француженка ирландского происхождения.
Музыка довольно интересная, особенность - огромный диапазон, скачки
вверх-вниз (особенно певцы, похоже, были счастливы по этому поводу,
главной героине приходилось петь чуть ли не тенором, и тут же
взлетать на верх второй октавы). Эту оперу никто не ставил с 19го
века, и к тому же 3й и 4й акты потерялись и недавно были неожиданно
найдены.
Ну и теперь о содержании. Черная гора - это Черногория,
собственно, которая в описываемое (17й век) время борется за
национальную независимость против Турции. В принципе, сербы против
турков, что постоянно подчеркивается - христиане против мусульман
(наезды на мусульман без всякой политкорректности, но думаю, это не
связано с нынешним мейнстримом, ведь репетировали давно).
Герой - некий Мирко, местный крутой Рэмбо и герой борьбы за
независимость. В черногорскую деревню попадает девушка-турчанка
(Ямина), ее сразу хотят убить как шпионку, но Мирко (у которого
есть невеста) немедленно клюет на ее красоту и заступается. Ямина,
как выясняется, девушка легкого поведения и у турков служила кем-то
вроде маркитантки. Такая обозная Наташа. В деревне ее содержат как
рабыню, но не просто так, а в целях трудового воспитания, надеясь
изменить ее характер благотворным воздействием коллектива, в
расчете на то, что "она когда-нибудь станет одной из нас". Но Ямина
даже не собирается подчиняться коллективу, исповедует
индивидуалистическую идеологию и распространяет среди черногорских
девушек тлетворные идеи феминизма, объясняя им, что крестьянский
труд и в особенности подчинение мужу - это отстой и у них в Турции
давно уже не модно (гм, но допустим).
Сама она - из плеяды роковых женщин типа Кармен, которые в то время
в искусстве были популярны. Она строит коварный план: обольстить
Мирко, подчинить его при помощи манипулятивных техник и
использовать как средство передвижения - он проведет ее через
опасные районы на родину, где, судя по всему, Ямина неплохо
обеспечена материально. Впрочем, для такой ушлой дамы это не
удивительно, непонятно другое - зачем она в таком случае поперлась
с войсками?
Удивительно, но этот план удается, Мирко бросает любимую до того
невесту, побратима, родину, собственную мать и религию и
релоцируется с Яминой в Турцию, где в итоге неплохо устраивается -
целыми днями употребляет алкогольные напитки в компании прелестных
развратниц. При этом он страдает ностальгией и муками совести, но
тем не менее, продолжает приятный образ жизни. Побратим (чувства
которого, судя по определенным действиям на сцене. явно выходят за
рамки мужской дружбы - но это, очевидно. современная интерпретация)
все время пытается его спасти. врет в деревне, что Мирко пошел
воевать с турками. сам два раза с ним дерется с целью образумить и
вернуть.
Мирко при этом производит впечатление человека .полностью лишенного
какой-либо воли. Даже непонятно, как он умудрялся до этого подвиги
совершать. Впрочем, в опере еще показана мать Мирко, которая держит
в кулаке всех дам в деревне. и видимо. виной тут авторитатное
воспитание - он так боялся мамаши, что враги в принципе казались
меньшим злом. Когда же Мирко надо сделать самостоятельный выбор
между Яминой с ее прелестями и всем остальным. это просто-таки
душераздирающее зрелище, и это зрелище преследует нас на
протяжении трех актов. Буквально - стоит побратиму явиться и
спеть арию, как Мирко немедленно устыжается. решает бросить Ямину
(в горах одну, на произвол судьбы и верную гибель) и немедленно
возвращаться в деревню, но тут появляется Ямина, поет свою арию, и
Мирко мгновенно заявляет, что все, передумал опять. Особенно крутая
сцена происходит в конце, где Ямина с побратимом ругаются по поводу
дальнейшей судьбы Мирко. а Мирко аж падает пежду ними на землю и
трясется в судорогах. Какие-то странные герои были у них в
Черногории, страдающие тотальной зависимостью от окружающих и
полной несамостоятельностью. Здравым разумом или каким-то
проблеском воли и самостоятельных решений там не пахнет вообще. Да
и алкогольная зависимость в итоге говорит нам о многом.
В конце, как водится, все умерли.
В общем. если воспринимать это как некую условность искусства, то
может быть и неплохо. Но если считать, что искусство должно как-то
отражать реальные чувства и жизнь - то уже не очень. В той же
"Кармен" ситуация все-таки более реалистичная.
|
</> |