Опасные тексты
mmekourdukova — 17.06.2011Вынесу сюда небольшую веточку комментов из недавней записи о Марине Цветаевой http://mmekourdukova.livejournal.com/150941.html , потому что там образовался оффтоп ещё более интересный, чем топ.
Я (дальше обычным
чёрненьким):
- Среди моих близких подруг я могу насчитать три суицидные попытки
(к счастью, все три неудачные), спровоцированные влиянием поэзии
М.И.
Конец 70-х - начало 80-х, как раз её вновь печатать стали.
Френд wyradhe-
Вот не ожидал, что ее тексты могут так реально
работать...
- Хо. Если бы тексты
только для язык почесать, то не стоило бы этим и заниматься.
Конечно, всё вполне реально работает. Начиная с самого поэта и
ближайшего окружения. Ну и там на кого Бог пошлёт, через полвека
или сто лет.
Ну просто, так
сказать, при нормальном иммунитете эта истерика должна вызывать
скорее враждебный смех (для тех, кто знает, как она с людьми
обращалась) или жалость сверху вниз (для тех, кто не знает), чем
желание подражать. Другое дело, что и действует она на людей с
временно ослабевшим или постояннно ослабленным иммунитетом...
просто удивительно, что так сильно действует.
Просто это ведь примерно то же самое, как если бы люди кончали с
собой под влиянием текстов Лавкрафта - ощутив себя обреченными
песчинками среди чудовищных бездн под влиянием этих
текстов.
- Лавкрафт - таки другое. Это как раз
неопасное, читатель испугался понарошку, пощекотал нервы и никаких
последствий.
В том-то и дело, что М.И., как и прочие "опасные" авторы,
привлекает неопытных и чающих движения вод, так сказать, масштабом
своей внутренней жизни. Так необывательски чувствовать всякому,
особенно в 17 лет, лестно, а особенно девушкам из тех медвежьих
углов, где я возрастала.
Ловятся на высокое и прекрасное, не замечая глубинного перекоса и
отравы.
Френд illusoryshadow
:
- Но ведь, кажется, это отрава сорта -
не хочешь, не пей.
Никого же не смущает, что Данте поместил в раю Иоакима Флорского,
или что отношения Чосер-лолларды были, пожалуй, не слабее, чем
Мережковский-хлысты. И в "Кентерберийских рассказах" это, кажется,
заметно.
Но никто это не берет в голову, и все довольны.
Т.е., я к тому, что даже прямое сектантское
влияние не помешало гениальности, а потом влияние вроде как
выдохлось, а гениальность
осталась.
- Ну, Вы скажете,
батенька. Это же не тот яд.
Сектантские влияния и даже еретицкие взгляды - это чисто головное,
и их очень просто "не пить", мысленно отодвигать в сторонку и
наслаждаться гениальным текстом.
Если это не сатанизм, конечно, с сатанизмом сложнее.
А в случае с Цветаевой яд - это эмоции и нравственные устои,
которые пропитывают самую ткань "продукта", неотделимы от него и
усваиваются неопытным реципиентом прежде, чем он успевает
задуматься и оглянуться.
- Просто я
исхожу из того, что мысли свои есть не у всех, а эмоции почти у
всех. Поэтому чужие мысли легче насадить, чем чувства.
Т.е., в ситуации "Бросил жених, не знаю, что делать, пойду, почитаю
Карамзина. Почитала - решила утопиться", мне кажется, что проблемы
явно не у Карамзина.
А ничего другого мне как-то в голову не приходит. Может, я не очень
понимаю, о чем Вы
говорите.
=============================================
Вот что интересно – двое комментаторов-мужчин здесь предложили три варианта «опасных текстов» :
1. Страшилка (Лавкрафт, от себя добавлю туда же: Эдгар По, Амброз Бирс, Стивен Кинг...)
2. Пропаганда ереси или сектантства (Данте, Чосер, Мережковский, туда же от меня – Михаил Кузмин, Зинаида Гиппиус, Лев Толстой, Гёте...)
3. Описания самоубийств (Карамзин, от меня туда же – Гёте опять, но «с другой книжкой», Леонид Андреев, Достоевский и многие-многие другие).
На мой взгляд, ни одна из групп не опасна в том смысле, в котором опасна Цветаева. Для неё я завела бы особую группу, куда, кстати, Гёте (Вертер) и Леонид Андреев тоже вошли бы, но уже под другой номинацией. Ещё туда же вошли бы Лермонтов, Андрей Белый, ранняя Ахматова, Пастернак, Мария Шкапская, можно ещё предлагать. Но Цветаева, конечно, впереди всех на белом коне будет.
Принадлежащие к этой группе не учат ересям, не давят кошмарами и вовсе не обязательно заглядывают на дно души самоубийцы. Они просто показывают такую богатую, яркую, сочную картинку страстной жизни, что трудно на неё не польститься и себе того же не захотеть. Эти тексты читаются не после того, как появляется жених (или невеста), появляются и бросают. Это читается ДО жениха – и со страшной силой толкает этого жениха искать, или хоть кого-нибудь в того жениха срочно нарядить, чтобы почувствовать всё то, что описано в бессмертных строках. Жених может и не бросить, жених вообще может и не знать, что он жених, роль жениха может на худой конец исполнить задушевная подружка (при этом никакого лесбиянства!), лишь бы пожить в этом заоблачном мире любви-от-которой-умирают. Те, которым соседи вовремя неотложку не вызовут желудок промыть, и в самом деле умирают. Все вышеупомянутые мои знакомые выжили через промывание желудка, да и ещё одна была с перерезанными венами в общежитском санузле в полночь, ага, тоже жгут наложили уже через три минуты после акции.
Так чтО мне здесь интересно – я знаю, что девочкам отродясь понятно, чем именно опасны такие тексты. То есть некоторым девочкам – понятно, а на других девочек они непосредственное действие оказывают. А мальчикам неужели непонятно и не оказывает никакого действия? Или мальчикам опасно не это, а вон то, что в первых трех группах?
На всякий случай
сообщаю, что мне даже в глупой юности три первые группы не были
опасны, во всяком случае, опасны несравненно меньше, чем Цветаева,
возрождение культа которой в конце 70-х – начале 80-х я пережила в
полный рост со всей страною наравне.
А почему ж я вены вероналом не стреляла? А
мне просто свезло, мне не из-за кого было, калибр женихов в моем
ближайшем окружении был не тот, к счастью, я хотя бы это понимала.
Оно, конечно, гордыня, но в данном случае я только гордыней и
спаслась.
|
</> |