
Опасная эпидемия суеверий

У меня отменили научную конференцию на 100 человек, а верующие
встали в очередь для целования мощей. И детей привели, чтобы
целовать вне очереди. Даже в Апофении до такого не додумались.
P.S. Прошу не писать ерунду про естественный отбор. Во-первых,
жалко людей. Во-вторых, распространение вируса может коснуться
каждого. В-третьих, такого типа поведнения больше зависит от среды
(распространенности вирусных идей), чем от
генов.
По теме вышла хорошая статья с удивительными цитатами верующих. Обычно я не выкладываю в ЖЖ чужих материалов, но тут сделаю исключение.
=====
Мощи привезли, когда Всемирная организация здравоохранения еще не
объявила пандемию коронавируса, но уже больше 120 тысяч человек в
мире болели, почти пять тысяч умерли, страны одна за другой
закрывали границы, объявляли карантин, авиакомпании отменяли рейсы.
А в Петербурге православные с восьми утра выстроились в очередь,
чтобы целовать святыню. И будут стоять до 17 марта, когда мощи
отправятся обратно в Израиль.
В первый день поклонения, 10 марта, Казанский собор был заполнен
верующими, жаждущими прильнуть губами к стеклу на поверхности
ковчежца. К четвергу очередь немного поредела. В середине рабочего
дня я насчитала человек шестьсот. Мужчины и женщины, с детьми за
ручку и в колясках, больше пожилых, чем молодых.
— У нас вера, понимаете? — втолковывала мне пожилая дама в берете
ручной вязки. — Всё по вере. Вы считаете, что опасно? А бог-то
разве даст нам здесь заразиться? Я думаю — нет. Не даст, не даст.
Стойте спокойно.
Мы и причащаемся из одной ложки все. А там и туберкулезные могут
быть, и даже СПИД.
Но всё по вере, всё по вере. Если вы верите, что Иоанн Креститель
крестил Иисуса Христа, всё у вас будет нормально.
— Нет никакого вируса, — подключилась молодая женщина рядом. —
Не-ту. Для нас, для верующих. Вы — как знаете. Если боитесь, может,
вам и не надо здесь стоять.
Ковчежец с останками надо поцеловать и, перекрестившись, быстро
отойти, чтобы то же самое мог проделать следующий в очереди. И
следующий. И следующий. Рядом с мощами все это время стоит
волонтер. Он протирает тряпочкой поцелованное стекло — иногда. На
такие беспрецедентные меры безопасности Казанский собор пошел из-за
коронавируса.
Я пристроилась в хвост очереди.
— Предупредите, что я за вами, — тут же попросила бабуля за мной. И
быстро зашагала куда-то в сторону.
— За мной женщина, — послушно сказала я другой подошедшей
бабуле.
Очередь двигалась очень быстро. Я тоже решила отойти. И тоже
предупредила, что вернусь. Я хорошо помню: во времена моего
советского детства и постсоветской юности так обязательно нужно
было сделать в очереди за мясом по талонам.
Возле могилы Кутузова стоял стол, на нем табличка: «Консультант по
религиозным вопросам».
— А что коронавирус? — удивился консультант моему вопросу. — Ну,
слушайте, это просто глупость.
Он сообщил, что поцелованный ковчежец волонтер протирает маслом.
Осекся и через секунду добавил: спиртом.
— Ну не перед каждым, конечно, человеком, — махнул он рукой. — Но
губы, слюна… Это протирается спиртом.
По словам консультанта, мощи Иоанна Крестителя привезли верующим не
вопреки коронавирусу, а как раз из-за него.
— Потому что эпидемия, поэтому и важно сюда прийти, — объяснил он.
— Ведь эпидемия — она связана не только с физической болезнью. Она
связана и с духовными болезнями. И в голове тоже. У нас не от
коронавируса умирает-то больше всего людей. Самоубийством жизнь
кончают. От болезней тоже умирают, да. Но они и раньше умирали.
Есть же что-то помимо этого всякого — «своя-моя безопасность». Есть
не только физическое, но и духовное. А это — Иоанн Предтеча. Со
времен Христа многие чтят Иоанна Предтечу на Руси. И Иоаннов у нас
очень много.
У епархии, заверил меня консультант, не было ни малейших сомнений,
нужно ли верующим целовать мощи, когда кругом воздушно-капельным
путем норовит передаться коронавирус. И не стоит ли мероприятие
отменить, как отменили в Петербурге крестный ход.
— Вообще мысли такой не было, — уверенно кивнул он еще раз. — Даже
если нас будут заставлять, мы этого не сделаем. Крестный ход
отменили не потому, что коронавирус. А потому, что погоды нет. Вот
это правильно: зачем мокнуть? А вирусы эти все — у страха глаза
велики. Я считаю, надо встать в очередь и стоять. Надо подойти,
перекреститься, приложиться. Вот зачем мужчина целует женщину?
Почему вы детей целуете? Это высшее проявление любви. А заболеть
можно от чего угодно.
Кроме того, чтобы перекреститься и приложиться, консультант
посоветовал мне заказать требу у мощей Иоанна Предтечи. Я подошла к
прилавку, где верующие заполняли именами записочки — «за здравие» и
«за упокой». Женщина за прилавком принимала листочки, складывала
стопочкой, потом красной ручкой зарисовывала клетки в большой
тетради. Обедня на 10 имен — 30 рублей. Молебен за здравие (не
более 10 имен) — 100 рублей. На прейскуранте указано, что это
пожертвования.
— То есть можно не жертвовать? — спросила я женщину за прилавком. —
Или заплатить меньше?
— Как это? — растерялась она поначалу, но очень быстро в ее голосе
появилась деловая нотка. — Это средние цены по городу. Можете
пожертвовать больше.
Оказалось, что это не тот прилавок и не те записочки. Здесь
принимали заявки на требы у икон в самом Казанском соборе. А
молебен у мощей Иоанна Предтечи надо было заказывать за двумя
специальными стойками. И формы записок разработаны отдельные. У
одной стойки принимали списки имен на разовые службы прямо здесь, в
соборе, пока ковчег еще тут. Стоимость — 100 рублей за 10 имен. У
другого столика можно было заказать сорокоуст (250 рублей за одно
имя), поминовение усопшего на полгода (500 рублей) или на год (1000
рублей).
— Это уже после 20 марта, когда мощи уедут в Иерусалим, — объяснила
молоденькая девушка, принимавшая записки.
Когда я вернулась к очереди, моих бывших соседок уже не было.
Пришлось занимать заново. Двигались мы очень быстро. Не прошло и
получаса, когда передо мной оставалось четыре человека. Вдруг все
застопорилось. Высокий молодой мужчина в синей куртке упал перед
ковчежцем ниц и поцеловал пол. Женщины, стоявшие за ним,
почтительно отступили. Молодой человек встал, подошел к ковчегу,
поцеловал стекло. Волонтер махнула тряпочкой. Две женщины передо
мной приложились и отошли. Волонтер попросила подождать: через
ограждение пропускали молодую маму с коляской. Верующие с детьми
целуют ковчег вне очереди.
В общей сложности очередь, в которой я насчитала около 600 человек,
прошла меньше чем за полчаса. Мощи будут выставлены для поклонения
с 8 утра до 11 вечера до 17 марта. Нехитрые арифметические действия
могут подсказать, сколько верующих за это время оставит на стекле,
протертом тряпочкой, биологические следы. Одновременно в соборе
стоит еще одна очередь, поменьше: там целуют Казанскую икону божьей
матери.
Источник:
https://novayagazeta.ru/articles/2020/03/13/84296-ikonovirus
Тем временем верующие в Иране демонстративно целуют священные
реликвии, приговаривая, что не боятся коронавируса. Некоторые на
видео даже говорят «Смерть тем, кто лишь притворяется набожным».
Тем временем в Иране зафиксировано более 12000 случаев инфекции и
более 600 смертей.
|
</> |