Окский. Отчет 25-26 сентября, и планы на будущее
foresthelp — 26.09.2010 В эти выходные мы чистили просеку под ЛЭП непосредственно возле Брыкиного Бора. Мы - это трое-четверо рязанцев, Владимир benyash из Москвы, и отряд примерно из 20 старшеклассников из Рязанского Свободного Лицея, с их преподавателями. Просека эта представляет собой, по сути, "последний рубеж обороны" Брыкиного Бора и Папушево от возможного пожара с запада. Чудесный, несгоревший смешанный лес. Но сухой, как порох, несмотря на все прошедшие дожди. А вот, собственно, и просека. Зеленым отмечены пройденные участки, голубым - то, что осталось пройти, а коричневым - то, что невозможно пройти без кустореза. Длина этой просеки почти три километра, ширина - метров 15. За эти два выходных мы, не особо напрягаясь, прошли почти два километра. Лесники говорят, что как только им дадут кусторез (он в Окском, оказывается, есть - но один на весь заповедник!) то они пройдут и этот злосчастный коричневый участок. |
А вот, собственно, как шла работа:
Так было до нашего прихода туда.
Первым номером идут пилы. Владимир benyash за работой.
Так выглядит просека после нас. Вначале мы шли в две пилы, потом – в четыре. На этом молодняке цепи растягиваются очень быстро – только за один день две цепи пришлось поменять.
А это работают школьники. Хорошо они работают, быстро и слаженно.
Вот, собственно, и все. Можно передохнуть.
А если говорить об общем впечатлении - то Брыкин Бор - место удивительное. Может, влияет близость совершенно диких мест ядра заповедника, может - прекраснейшая погода - но настолько позитивного и доброго леса я не встречал уже очень давно. Пожалуй, только лес "до пожара" на Малом Келецком был примерно таким же. Побываешь там хоть раз, и хочется возвращаться туда снова и снова.
Ну а теперь - о скором возвращении в Окский.
В обеденный перерыв меня свозили на "противопожарный разрыв", который планируется чистить следующим. И вот почему этот "разрыв" взят мной в кавычки:
Так многообещающе этот разрыв выглядит из космоса...
...и так удручающе - с земли. Справа от опашки – тот самый «разрыв».
А ведь должна быть десятиметровая просека, опаханная с обеих сторон. А лес там – преимущественно сосновый, с лиственным подлеском. Сухой уже с июля. Те, кто тушил пожары в августе, поймут, на что я намекаю. И разделят опасения лесников, которые говорят просто: «мы тут живем – и боимся. Этот лес идеален для зарождения верхового». А лесников там – несколько человек на 80 000 гектаров.
Теперь организационное. Для волонтеров администрация заповедника предлагает бесплатную гостиницу, в которой могут разместиться до 20 человек, и кормежку. Все, кого я встречал, настроены очень дружелюбно, и очень ждут нас там. И очень надеются на нашу помощь. Они очень хорошо понимают – без нашей помощи им не выстоять. И, если наши посещения заповедника станут более «системными», наши отчеты появятся в ЖЖ и в прессе – на них обратят внимание, и помогут уже федеральные власти. Не деньгами - так техникой. Им не хватает – всего.
А еще я убежден, и чувствую это всей кожей – лесу не хватает нашей энергетики, тех частиц души, которые мы оставляем, работая там. И пусть мы пилим живые деревья – но древесные духи – смотрители тамошнего леса, глядят на нас добрыми глазами, и ждут – очень ждут! – нашей помощи!
Итоги.
Туда можно, и очень нужно, приезжать! Свои бензопилы везти очень желательно. Если же мы сможем купить вскладчину хотя бы один кусторез (но нужен хорооооший), то наша работа там станет в разы более эффективной. Девушкам – нашим боевым подругам – работа там есть. Если даже поедет смешанный состав – работы хватит на всех. Жилье тоже есть, надо всего лишь предупредить чуть заранее. Можно и в гостинице, можно (и я уверен, что не откажут) на оборудованных стоянках на берегу Пры. И еще была мысль, для тех, кто едет из Москвы в пятницу, найти места для ночевок в Рязани, чтобы не так напряжно было ехать.
Ребята, девчата – записывайтесь!!!