Окрестности Тукумса. Шлокенбека, Синевилла, Яунмок
varandej — 11.01.2014Окрестности показанного в прошлой части старого остзейского городка Тукумса: усадьба-крепость Шлокенбека с интересным техническим музеем; вилла самого честного рижского мэра Яунмок; просто чуднОе место Синевилла.
Как и в сам Тукумс, мы заезжали сюда с renatar в ходе автомобильной поездки по северной части Курляндии. Первым нашим пунктом стала именно Шлокенбека, расположенная километрах в 5км от Тукумса по дороге на Юрмалу. Безлошадному человеку сюда удобнее всего добираться на электричке через станцию Милзкалне - ходят они раз в полтора-два часа, а Шлокенбеский замок где-то в километре от платформы. Название "Шлокенбека" не случайно перекликается со Слокой (Шлоком) - самым большим и самым некурортным посёлком Юрмалы, и восходит к речке Слоцене, на которой стоит и Тукумс. Как и в случае с самим Тукумсом, так и не понял, Курляндия это или ещё Земгалия - традиционно относится к последней, но совсем на неё не похоже.
2.
...Жизнь в средневековой Ливонии была совсем не спокойной, и главным принципом было "зачем нам враги с такими-то друзьями?" - могущественная Литва, незрелая Москва и одряхлевший Новгород беспокоили местных куда меньше, чем они сами - друг друга. О постоянных войнах Тевтонского ордена, Рижского архиепископства и рижских же бюргеров я писал в контексте Вендена и Риги. И в 1484 году рижане разгромили орденский Туккумский замок, после чего живший между ними рыцарь Вернер фон Бутлар решил, видимо, "поставить на высоком чердаке пулемёт и написать в дневнике: Сюда никто не войдёт!". Шлокенбека - это даже не замок, а укреплённая усадьба, единственная уцелевшая в Прибалтике. Или вернее наоборот - это замок в исконном смысле слова, укреплённое жилище аристократа:
3.
Как и большинство латвийских поместий, Шлокенбека имеет довольно витиеватую историю, за подробным рассказом отсылаю в очередной раз к "Замкам Латвии". Он сменил десятки владельцев, дольше всего (1541-1671) им владели фон Шенкинги, а последним владельцем усадьбы было Министерство путей сообщения, сначала советское, потом латвийское. Здесь размещается дорожно-строительное управление Тукумсского района (или что там сейчас вместо него?), и пусть не удивляет здоровенный каток, стоящий у ворот - с 2000 года в замке обитает Латвийский музей дорог, прежде (с 1976) находившийся в рижском городе-спутнике Огре.
4.
Усадьба представляет собой неправильную трапецию примерно 128х111х123х85 метров - это очень внушительный размер. В центре некогда стоял усадебный дом, но уцелело лишь каре хозяйственных корпусов, по совместительству служивших крепостными стенами. Усадьба много раз перестраивалась, как я понимаю, приняв нынешний облик в 17 веке.
5.
Тут всё ещё находятся дорожное районное управление, сельский медпункт, столовая (ныне кафе) и этот самый Музей дорог, занимающий 8 залов и вроде как бесплатный для посещения (а в Латвии, где в среднем за вход в музей дерут по 3 евро, это особо ценно!).
6.
Но мы в музей не попали: как ни старалась Рената спланировать маршрут, выходило, что мы могли здесь оказаться или рано утром, или поздно вечером. В общем, окажусь в Риге ещё раз - будет повод вернуться: я люблю всякую техническую экзотику (хотя мало в ней обычно понимаю), и музеев именно дорожной техники мне прежде видеть не доводилось. А техника там, в 8 залах, самая разная - сани и автомобили ("От колеи к трассе..."), дорожно-строительные машины разных эпох, в том числе раритетный английский каток Marshall 1920-х годов. Фотографии интерьеров и экспонатов есть опять же на "Замках Латвии".
7.
Но кое-что стоит и во дворе:
8.
Пупырчатая штука, если я не ошибаюсь, раскатывает грунт, а ровные - асфальт или брусчатку:
9.
Дорожные знаки разных эпох - от современных указателей до верстовых столбов:
10.
Забыл, что это такое. Дрежаные трубы?
11.
Есть тут и редкий промышленный памятник - спиртзавод 1670-х годов:
12.
Снаружи стены Шлокенбека выглядят неприступными... хотя объективно - приставь лестницу да влезь на крышу. На прошлых кадрах были видны бойницы, а здесь их видимо заложили. В Шлокенбеке же был снят и вводный кадр - вид замка из-за речки.
13.
Некоторые камни перекочевали на другую сторону улицы:
14.
А это уже не музей, а реальный дорстрой. Дороги в Латвии в основной массе очень так себе, поэтому скучать здешним дорожникам не приходится.
15.
Хотя вот на Тукумс дорога хорошая, так что видимо со своими прямыми обязанностями Шлокенбеский дорстрой справляется не хуже, чем с музейным делом.
16.
Близ Тукумса есть ещё одна усадьба, куда мы не заехали - Дурбе. Это в ней базировалась выставка "Латыш и его господин", название которой я сделал заголовком одного из своих постов.
Осмотрев сам Тукумс, мы поехали в Синевиллу, расположенную примерно в 30 километрах юго-западнее. Это было весьма психоделично: вот едешь по просёлочной дороге, затем по грунтовке, а затем из-за поворота вдруг показывается шпиль кирхи и тупиковая станция с паровозом у высокой платформы:
17.
Какие-то мудрёные заброшенные постройки:
18.
Трамвайные рельсы со стареньким вагоном... а кирха вблизи явный новодел:
19.
С другой стороны - пыльная площадь с ржавыми автобусами и грузовиками:
20.
Один из которых, на минуточку, висит на стене!
21.
Но здесь же - прогуливающиеся люди, в том числе с детьми, и касса вон в том домике выше. Всё предельно просто:
22.
Синевилла - это полгион Рижской киностудии (основана в 1948 году на базе частных компаний I республики), построенный в чистом поле под Тукумсом в 2004 году для съёмок исторической драмы "Стражи Риги", посвящённой событиям 1919 года. После городок решили не разбирать, а использовать как декорации для других фильмов и туристический аттракцион, видимо вдохновившись "хоббичьими норами" Джексона. Все эти здания фанерные, и даже висячий бензовоз, когда я постучал по его обшивке, отозвался не металлическим звоном, а деревянным стуком.
23.
Дорога делит киногородок на две части, здесь - Сити, имитирующий квартал Риги времён Гражданской войны:
24.
Даже с импровизированной набережной:
25.
Смотрится чудно, и почему-то на местности - убедительнее, чем на фотографиях. Трамвай, кстати, первые годы ходил, причём на электрической тяге, то есть номинально это была четвёртая (вместе с Ригой, Лиепаей и Даугавпилсом) в Латвии трамвайная система.
26.
27.
28.
С другой стороны от дороги - Малый город, соответственно олицетворяющий остзейскую глубинку:
29.
30.
Содержащий свои приколы:
31.
Вот эти мышки, скажем - герои какого-то латвийского мультика:
32.
Здесь самый примечательный объект - вполне серьёзная, не фанерная, усадьба курземского фермера 1920-х годов, такого "нового латышского хозяйственника", быту которых посвящён даже подсектор Рижского этнографического музея.
33.
Интерьер. Хорошо жилось фермерам в мелкобуржуазной республике:
34.
А эта хозяйственная клеть, вполне возможно, аутентичная:
35.
Дополняет картину станция. Teplushka - верный признак того, что здесь снималось что-то о советском прошлом... но надо заметить, облик глухого полустанка где-то в Дальней России весьма убедителен:
36.
Подробнее всего это показано в журнале Ренаты.
Ну а третьим нашим пунктом в окрестностях Тукумса стал Яунмок - ещё одна усадьба в 5 километрах от Тукумса, на этот раз западнее. И усадьба потрясающе роскошная!
37.
Её построил для себя Джордж Армистед - шотландец по происхождению (что хорошо видно по донельзя британскому облику дворца), рижанин в третьем поколении и - самый успешный мэр Риги, руководивший городом в 1901-1912 годах. Его мэрство было столь успешно, что его приглашал Николай II - поруководитель Петербургом, но Армистед как истинный отсзейский патриот гордо отказался. Прирождённый технократ, Армистед как мало где в империи грамотно развивал инфраструктуру Риги. Его первым достижением стал трамвай, на котором он сам ездил до конца правления. При нём же построено 16 школ, народная библиотека, несколько больниц со станцией скорой помощи, самый развитый в империи водопровод, театр, музей, зоопарк (!), служба такси, едва ли не первый в России город-сад (после с этой английской концепцией экспериментировали Советы) Межапаркс. Также при нём была создана эффективная для своего времени пенсионная система и защита прав рабочих - в Риге это было актуально, так как в 1899 году её потрясло едва ли не первое в империи вооруженное восстание рабочих с десятками погибших.
Армистед умер в 1912 году от болезни. В Риге он был известен и своей скромностью и бессребреничеством (как уже говорилось, ездил в трамвае, причём не напоказ). Но вот построить себе замок в первые же годы мэрства не забыл, и честно говоря, понятия не имею, на какие деньги:
38.
Не знаю, было ли тут шубохранилище, но теоретически вполне могло быть. В принципе есть такое мнение, что судить о руководителях стоит по их делам и достижениям, а не по тому, чем они владели. Армистед был лучшим мэром в истории Риги и в Российской империи своей эпохи, а остальное детали.
39.
При I республике во дворце находился санаторий для больных детей - думаю, Армистед бы такое использование своей бывшей дачи одобрил. Ныне здесь Музей леса, сохранились интерьеры (но мы внутрь не ходили), в одном из флигелей гостиница:
40.
Но больше всего берёт за душу усадебный пруд с фонтаном и лилиями:
41.
И отражающийся в нём фасад дворца:
42.
В следующей части отправимся вглубь уже безоговорочной Курляндии через местечки Кандава и Сабиле.
Другие посты о Латвии - здесь.