Около 40% представителей среднего класса в России уже не имеют сбережений

Доля граждан России, не имеющих сбережений, возросла в I квартале
2016 года до 41%, свидетельствуют данные проведенного специалистами
Sberbank CIB исследования «Потребительского индекса Иванова».
Согласно последнему исследованию, россияне продолжают охотиться за низкими ценами: доля тех, кто стремится приобрести продукты в больших объемах и со скидкой, увеличилась с 50% во втором квартале 2015 года до 60% в первом квартале этого года. Доля «Ивановых», чувствительных к уровню цен, немного увеличилась в первом квартале — до 76%. До этого четыре квартала она оставалась на уровне 75%. Доля тех, кто перешел на более дешевые товары, сохранилась на отметке 70%.
При этом индекс потребительской уверенности по итогам последнего опроса незначительно вырос — до минус 22% в I квартале 2016 года против минус 24% в IV квартале 2015 года.
«Хотя мы по-прежнему наблюдаем высокую чувствительность к
уровням цен и сильную тенденцию к переходу на более дешевые товары,
все же есть признаки дальнейшей нормализации потребительских
привычек», — говорится в обзоре Sberbank Investment
Research.
Все компоненты индекса в этот раз имели положительную динамику,
отмечают в Sberbank CIB. В частности, немного улучшились ожидания
людей в части личного и национального благосостояния. «Вероятно,
это обусловлено замедлением инфляции и ослаблением опасений,
связанных с курсом рубля», — полагают аналитики банка.
Аналитики Sberbank CIB заметили также, что среднее количество
торговых сетей, в которых Ивановы совершают покупки, в I квартале
2016 года упало до 2,2 после 2,5 в IV квартале 2015 года и 2,8 в I
квартале 2015 года. Это значит, что средний класс стал посещать
меньшее количество магазинов разных сетей, чтобы совершить
покупки.
При этом доля розничной сети, которую Ивановы посещают чаще всего,
в их общем объеме покупок продуктов питания увеличилась до 50%.
«Это хорошие знаки, которые говорят о том, что потребители в
основном адаптировались к новым условиям и их поведение постепенно
нормализуется», — отмечают аналитики Sberbank CIB в
исследовании.
Обзор Sberbank CIB основан на итогах опроса 2300 граждан в возрасте
18—65 лет, проживающих в 164 городах России с населением более 100
тыс. человек. Указанная авторами погрешность составляет ниже
2%.
«Индекс Иванова» рассчитывается раз в квартал на основе динамики
потребительских расходов, сбережений, потребительского поведения и
уровня потребительской уверенности в целом. Условный «Иванов» в
обзоре является типичным представителем российского среднего
класса. Показатель назван по самой распространенной в России
фамилии.
Отсюда
«Потребительский индекс Иванова» представляет собой всероссийский индекс доверия потребителей и рассчитывается аналитическим департаментом Sberbank CIB. Опрос проводится каждый два месяца исследовательским агентством Cint от имени Sberbank CIB по методологии, аналогичной той, которой пользуются Росстат и статистические ведомства ЕС при расчете индексов потребительской уверенности.
Индексы, входящие в группу
Общее значение индекса Иванова, %
Личное благосостояние (последние 12 мес.), %
Личное благосостояние (следующие 12 мес.), %
Национальное благосостояние (последние 12 мес.), %
Национальное благосостояние (следующие 12 мес.), %
Условия для крупных покупок, %
За 3 года

Согласно данным, опубликованным по итогам III квартала 2015 года, россияне ухудшили оценку экономической ситуации в стране. Индекс потребительской уверенности понизился до минус 24% с минус 14% (показатель за II квартал 2015 года). Также, к примеру, значительно снизился показатель, оценивающий условия для совершения крупных покупок. Во II квартале его значение было равно минус 29%, в III квартале – уже минус 34%.
За 1 год

Потребительская уверенность россиян немного укрепилась в I квартале 2016 года. Об этом свидетельствует обновленный «потребительский индекс Иванова» — рассчитываемый Сбербанком (аналитическим департаментом его корпоративно-инвестиционной структуры Sberbank CIB) индикатор, в котором центральный персонаж — условный Иванов — выступает в качестве «типичного представителя российского среднего класса».
Индекс потребительской уверенности по итогам последнего опроса составил минус 22%, в то время как в IV квартале 2015 года равнялся минус 24%. При этом зафиксирована положительная поквартальная динамика всех компонентов индекса.
Так, ожидания в части личного благосостояния улучшились на 2 процентных пункта, до минус 1% (как и в I квартале 2015 года).
Ожидания относительно национального благосостояния улучшились на 3 п. п., до минус 7% (последний раз такой уровень отмечался также в I квартале 2015-го). «Вероятно, это обусловлено замедлением инфляции и ослаблением опасений, связанных с курсом рубля. Однако доля Ивановых, считающих экономику страны нестабильной, выросла до 86%; это подкрепляет нашу точку зрения, что население не ожидает быстрого и беспроблемного улучшения макроэкономической динамики», — говорится в докладе.
В числе прочего отмечается, что безработица волнует Ивановых уже почти так же, как инфляция. Доля респондентов, опасающихся увольнения, достигла 44%. При этом указано, что в конце 2015 года либо в I квартале 2016-го 20% Ивановых все же получили прибавку к зарплате (в 5,6%), что означает среднее увеличение на 1,4% для всей выборки.
Индекс, оценивающий условия для крупных приобретений, видимо, также прошел минимальную отметку в IV квартале 2015 года, считают аналитики: в прошедшем квартале он поднялся до минус 31% (с 34%). «Это вполне совпадает с более оптимистичным прогнозом Ивановых в части расходов на товары и услуги не первой необходимости. Эффект будет еще более заметным на фоне низкой базы сравнения в I квартале 2015 года, когда продажи товаров длительного пользования были относительно невелики после ажиотажного спроса в IV квартале 2014 года», — комментируют исследователи.
Доля Ивановых, не имеющих сбережений, выросла с 36% в последнем квартале прошлого года до 41% в I квартале 2016-го, а доля месячного заработка, отложенная в качестве сбережений, упала с 8,3% до 7%. По мнению Sberbank CIB, это связано в основном со снижением доходов населения в I квартале 2016 года относительно IV квартала 2015 года, причем Ивановы отметили, что им нужно больше откладывать.
Доля Ивановых, чувствительных к уровню цен, увеличилась до 76% с отметки 75%, на которой до этого оставалась четыре квартала подряд. Доля тех, кто перешел на более дешевые товары, осталась на уровне 70%. При этом доля Ивановых, стремящихся сэкономить, приобретая продукты питания со скидкой чаще и в больших объемах, увеличилась с 50% во II квартале 2015 года до 60% в I квартале 2016-го.
«Хотя мы по-прежнему наблюдаем высокую чувствительность к уровням цен и сильную тенденцию к переходу на более дешевые товары, все же есть признаки дальнейшей нормализации потребительских привычек — возможно, это указывает на то, что восстановление приближается (даже если оно будет постепенным)», — делают вывод исследователи по итогам анализа всех компонентов индекса.
Исследование, которое по заказу Sberbank CIB проводит агентство Cint, по методологии близко к ежеквартальным исследованиям Росстата и аналогичным индексам в странах ЕС, однако охватывает более широкий спектр вопросов, относящихся к потребительскому поведению россиян со средним уровнем дохода. В опросе приняли участие 2,3 тыс. граждан в возрасте 18—65 лет из 164 городов России с населением более 100 тыс. человек. Погрешность оценивается менее чем в 2%.
|
</> |