Охота на людей
albert_motsar — 24.08.2015
Беглые каторжники
Все, наверное, слышали народную песню "Славное
море — священный Байкал". Помните, там есть такие строки:
Шилка и Нерчинск не страшны теперь,
Горная стража меня не поймала,
В дебрях не тронул прожорливый зверь,
Пуля стрелка — миновала.
Наверняка мало кто не задумывался о каком
стрелке идет речь. Или правильнее сказать - о каких стрелках. А
речь идет об охотниках на людей, в самом прямом смысле, в 19-м веке
немало забайкальцев этим промышляло, некоторые, даже сделали себе
на этом первоначальный капитал.
Этот вид, если так можно выразиться,
промысла описывается или упоминается в различных источниках. Здесь
приведу отрывок из специального исследования посвященного каторге -
трехтомника С. Максимова "Сибирь и каторга"
Беглые все-таки тянутся к
селениям за привычным хлебом, каковой и находят -- по заветному
сибирскому обычаю, известному целой России, -- на подоконниках изб,
с молитвою выложенным на ночь опасливою и запасливою
хозяйкою.
Зная все это, а также и то главным образом, что у братских
ждет либо пуля, либо петля, опытные бродяги идут осторожно, только
по ночам; днем они сидят в опасных местах и идут днями лишь по
лесным трущобам...
В степи бродягам ночью звезда Стожар светит и путь
указывает, а вечерняя заря с утреннею ни на восток не направит, ни
в китайскую сторону не собьет; на востоке можно с голоду умереть от
безлюдья (да и такой путь никуда не выводит), на юге китайцы
привыкли возвращать ссыльных обратно, передавать их в руки
начальства. Оттого-то опытные бродяги никогда со своей варнацкой
дороги не сбиваются; оттого-то, по своим путям, бывалые из них с
Кары в Читу попадают пешком в семь дней, тогда как и почта по всей
дороге раньше четырех суток редко когда поспевает. Только в случае
крайнего голода и недостатка провизии бывалый бродяга решится в
Забайкалье зайти в незнакомое селение. Жилые места он обходит, как
волк, но пуще всего боится и с особенною осторожностью крадется
около Братской степи, боясь встречи с бурятами...
Между бурятами ведутся такие молодцы, которые иногда
целью своей жизни поставляют охоту за горбачами (а горбач -- тот же
бродяга с неизменною котомкою на спине). Эти звери из монгольского
племени отыскивают жертву по огоньку, по костру, который разводят
бродяги по сибирской привычке, чаще для того, чтобы обогреться или
сварить себе грибов, кашицу или обогреть и дать отойти деревенеющим
от ходьбы членам.
Засветился этот огонек в стороне, далеко от жилого места, в
диком лесу, и идет по этому месту варнацкая дорога -- бурят
налетает, выстрелом кладет одного, на всем лошадином скаку заряжает
свою, винтовку во второй раз, кладет другого и затем третьего, если
этот не успел бежать. Лопатина (носильное платье бродяги) --
награда буряту за выстрелы, а мертвые тела уберет начальство
земское (если натолкнется) или съедят волки (если нанюхают).
В то время, когда производилось заселение Забайкалья
назначенными из России переселенцами с зачетом за рекрута (и
производилось весьма неудачно), промысел на горбачей был делом
привычным и недиковинным.
-- Где мужчины? -- спрашивал один проезжий бабу, случайно
остановившись в одной избе по красноярскому тракту.
-- На горбачей пошли, -- отвечала хозяйка тем тоном, как будто
они пошли "губы ломать" (т. е. грибы собирать), и объяснила затем:
-- Вчера ходили, промыслили только одного, да бедного: поживились
лопатинкой одной. В прошлом году у одного нашли под стельками в
сапогах 50 рублей.