Крушение Бе-200 в Турции. Фото: инстаграм @enBursaHabe
Огонь по своим
novayagazeta — 17.08.2021 Крушение российского БЕ-200 — следствие турецких внутриполитических разборок?В субботу новостные агентства рассказали о крушении российского самолета-амфибии «Бериев-200» в провинции Кахраманмараш на юге Турции. В результате трагедии погибли пять российских пилотов и трое граждан Турции. Сначала сообщалось о том, что за штурвалом самолета был турок, затем поступили известия, что турецкие граждане на борту осуществляли коммуникацию пилотов с центром управления полетами и помогали россиянам ориентироваться на местности.
Российский самолет, арендованный Турцией, находился на балансе
Управления лесным хозяйством Турции и вылетел тушить новое
возгорание, произошедшее в результате удара молнии.
Министр иностранных дел страны Мевлют Чавушолу в твиттере
выразил соболезнования в связи с гибелью российских летчиков и
турецких граждан и заявил, что их «героические жертвы» не будут
забыты. В район бедствия направлено несколько следственных
групп.
В связи с инцидентом турецкие СМИ и эксперты обсуждают две
темы. Первая прозвучала еще до крушения самолета, когда стало
известно, что три российских самолета были арендованы Турцией за
1,3 миллиона лир (более 11 миллионов рублей) в день.
Уже тогда местные журналисты и эксперты писали, что российские самолеты не могут быть эффективны при тушении пожаров в условиях Турции. Это большие самолеты, которые могут успешно работать в условиях равнины, а не в горах,
с множеством ущелий, долин и горных хребтов. Для тушения горных
пожаров самолету нужно опускаться до 30 метров от огня,
для российского самолета это опасно, он хорошо работает на высоте
150–200 метров. Но в Турции такая высота не позволяет взять
огонь под контроль. Кроме того, российские пилоты не знакомы с
местным ландшафтом, их всегда должен сопровождать турецкий
специалист, что осложняет задачу при работе в условиях высокого
риска.
Вторая тема, которая активно обсуждается в оппозиционных
турецких СМИ с момента возникновения беспрецедентных пожаров этого
лета, связана с тем, что правительство Реджепа Тайипа Эрдогана не
заключило договор с собственными специалистами по тушению лесных
пожаров, которые эффективно боролись со стихией последние 30 лет, а
предпочло призвать внешних огнеборцев.
Дело в том, что у Турецкой авиационной ассоциации (ТАА),
созданной отцом-основателем Турецкой Республики Мустафой Кемалем
Ататюрком еще в 1925 году, есть легкие пожарные самолеты, пилоты и
огромный опыт тушения лесных пожаров. Однако последние два года
Ассоциация была лишена права участвовать в государственных тендерах
— после того как правительство объявило, что в тендерах могут
участвовать только самолеты, способные взять на борт минимум пять
тысяч литров воды. Самолеты же ТАА имеют вместимость 4900 литров,
используются в странах средиземноморья с аналогичным рельефом, но в
связи с новыми техническими требованиями они не смогли участвовать
в турецких тендерах. В результате самолеты простаивают, часть
опытных пилотов пришлось уволить, так как без госзаказа такое
предприятие не может содержать людей и проводить ежегодное
техническое обслуживание самолетов.
Более того, в отношении ТАА начато расследование в связи с
обвинениями в коррупции. Критики правительства считают, что дело
против ТАА политически мотивировано, а конфликт с Ассоциацией
вписывается в рамки борьбы Эрдогана с наследием Мустафы Кемаля
Ататюрка, республиканца и идеолога светской модернизации Турции.
Чтобы вывести из игры ключевое республиканское учреждение,
ответственное за развитие гражданской авиации, правительство
предпочло арендовать дорогие и не слишком подходящие для Турции
российские самолеты, и не использовать свои.
Самолет «Бериев-200» во время тушения пожаров в Турции. Фото: РИА Новости
Реджеп Тайип Эрдоган отвергает все обвинения в политической
ангажированности и винит ТАА в том, что она не сумела
модернизировать самолеты. И теперь их технические характеристики
недостаточны.
Исходя из логики критиков Эрдогана, трагедия 14 августа
является закономерным следствием ошибочного решения не привлекать к
борьбе со стихией существующие в Турции самолеты и местных пилотов
с большим опытом работы в местных условиях. В данный момент на
месте крушения работают турецкие следователи и следственная группа
Министерства обороны РФ, так что, видимо, причины крушения самолета
скоро будут названы.
Екатерина Сокирянская,
обозреватель
«Новой»
|
</> |