Одиночество в культурной сети

топ 100 блогов a-fixx — 17.03.2024
Эдвард Хоппер. Полуночники (1942)
Эдвард Хоппер. Полуночники (1942)

Мне кажется, проблема современной массовой культуры и коммуникации не в том, что, скажем, у греков были Гомер, Эсхил и Пиндар, а у нас – Тарантино, Тейлор Свифт и Стивен Кинг, что труба пониже и дым пожиже, нет. Можно и через Тарантино и Кинга выходить к важным смыслам. А дело в том, что у них гомеровский эпос, трагедии Эсхила и Софокла, лирика Сапфо и Анакреонта создавали общее культурное поле, в котором можно было ориентироваться и осмысленно общаться, вести диалог в поисках истины и, в конечном счёте, в эти моменты диалога и поиска быть (в смысле собранного бытия, а не раздробленного, расплёсканного существования, в смысле гармонизирующего состояния, которое и есть состояние, в котором видна истина).

И даже в XIX веке такое общее поле ещё может существовать. А XX век порождает массовую культуру, медиапространство разрастается до каких-то невообразимых размеров, и вот мы уже плывём в океане информационного и культурного хаоса. Один только список достойных фильмов за прошлый год таков, что его не осилить, а каждый день подкидывает всё новое и новое. Объёмы современной литературы ещё в разы больше, и почему надо выбрать для прочтения это, а не то? Мы, конечно, делаем как-то этот выбор (часто совершенно произвольно, по настроению), но в итоге никакого общего и устойчивого поля, общих книг, фильмов, картин, вокруг которых мы могли бы выстраивать свой диалог, попросту не складывается. В этом океане каждый плывёт своим путём, изредка и случайно сталкиваясь с кем-то, чтобы успеть перекинуться парой фраз: «смотрел? читал? понравилось?», – и отправиться дальше, по воле ветра и волн.

Отчасти эту проблему пытаются решить различные сообщества, литературные и киноклубы, но, во-первых, понятно, что даже если какое-то общее поле произведений и идей у них получается создать, то оно не выходит за границы такого, часто немногочисленного сообщества. А во-вторых, у меня нет уверенности, что они ставят такую задачу. И чаще всего обсуждаемые произведения в таких клубах приходят и уходят, сменяясь новыми, не порождая общего котла смыслов и тем. То же самое происходит с любым блогом, каналом о кино или литературе независимо от числа подписчиков.

Я не знаю, что с этим можно сделать. Вести диалог вокруг вечно живой классики? Но она ведь только на словах «вечно живая», на деле её надо ещё как-то оживлять для себя, приближать, соизмерять со своими нынешними чаяниями и заботами, она требует неустанного перевода. Мы, разумеется, карлики на плечах гигантов, но штука в том, что взбираться на эти плечи приходится каждый раз заново и самостоятельно.

Здесь, на удивление, как раз может помочь массовая культура, которая и стала причиной разобщённости. Потому что она несёт в себе следы и отголоски мировой истории культуры, символы, образы и идеи из прошлого, приспосабливая, примеряя их к современности. И она именно массовая, то есть у неё и низкий порог вхождения, и широта охвата аудитории – весь потенциал для создания общей почвы под ногами. Отталкиваясь от неё, можно вместе карабкаться и на вершины классики, на те самые плечи гигантов, но даже и без этого культурного «альпинизма» сама по себе такая база, если она была бы, – уже хороший старт для диалога.

Вот только необходимость отбора, а значит отказа от чего-то, в массовой культуре приобретает ещё большее значение. В классике этот отбор (можно было бы назвать его естественным) уже произведён за нас, а здесь искусственный отбор совершенно необозримого материала ложится на наши собственные слабые плечи карликов. В общем, это мы и пытаемся (если пытаемся, конечно) делать поодиночке – выстраивать собственный круг произведений и смыслов, свой тезаурус, радуясь редким пересечениям, соприкосновениям с другими путешественниками, но не питая больших надежд преодолеть это принципиальное одиночество в культурной сети.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мало кто знает о том, что такой «бич» современной цивилизации как коррупция был изобретением Хазарии — бандитско-рабовладельческого государства, которое грабило все окружающие ...
      16 (28) ноября 1880 года родился Александр Блок           *   *   * Всю жизнь ждала. Устала ждать. И улыбнулась. И склонилась. Волос распущенная прядь На плечи тёмные спустилась. Мир не велик и не богат — И ...
Самый главный признак социализма это не отсутствие частной собственности, это не проблема при сильном государстве под управлением народных правительств. Главное -это общедоступность всех знаний и образования. Что сделал СССР? Он просто перевел систему высшего образования без всяких ...
Доброе утро, коллеги по беременности! Посоветуйте, пожалуйста, чем лечиться: муж подцепил вирус и меня заразил, у нас жуткая боль в горле третий день, а у него еще и температура. У меня температура поднялась только раз до 37.6, но сегодня утром обнаружила гнойные пробки в горле, извинюсь ...
Между нами тает лёд Из песни В десятом году городские власти наконец-то закончили меряться письками с областными, и наступила финансовая благодать. Внутри города тоже наладилось - департаменты стали пытаться идти в ногу (до этого было, как в послереволюционной России - треть за белых, ...