Один и без оружия
cinefile — 27.04.2011 Теги: МихалковШила в мешке не утаишь - весь процесс фиксировался несколькими фото- и видеокамерами (наверное, очередной выпуск "Бесогон-ТВ" будет), так что лучше я сам скажу: вчера вечером я посетил сначала показ фильма "Утомленные солнцем 2: Цитадель", а потом ужин, в процессе которого Никита Сергеевич Михалков общался с блоггерами, отвечая на их вопросы. И то, и другое, на мой взгляд, определенно, стоило потраченного времени.
Честно говоря, даже не знаю, как подступиться, чтобы, учитывая обстоятельства, не получить обвинение в продажности. Тем более что, в отличие от "Предстояния", "Цитадель" мне скорее понравилась, чем нет. Это отнюдь не шедевр, картина избыточна (хронометраж - 160 минут!), и некоторые приемы автора вызывают вопросы, и все же впечатление совсем иное. Когда об этом же сказал Михалкову Илья, Никита Сергеич воскликнул: "Как же так? Я снимал эти две картины одновременно. Почему же первая говно, а вторая нет?" На этот вопрос взял на себя смелость ответить я: "Потому что "Предстояние" было чистой воды лубком, собранием баек, в которые мозг и сердце отказывались верить. А в "Цитадели" этого практически нет". Есть, но так мало, что можно закрыть на это глаза. Зато есть замечательная сцена возвращения Котова на ту дачу из первых "Утомленных" - туда, где никто не знает, что он жив. По целому ряду причин, встреча была не то, чтобы очень радостной. И потому какой-то особенно пронзительной.
Свое выступление с места я начал с другого. С Другого. Я ответил на вопрос, на который некоторое время назад не смог ответить Рустем. А именно, что за фильм о кремлевских курсантах был снят до "Предстояния". И вот тут очень интересно вышло. Михалков сказал, что диск с "Это мы, господи" ему прислали только сегодня, и картину эту он никогда раньше не видел. Так что полностью идентичная сцена с рукой убитого курсанта и тикающими часами - это просто совпадение. Никита Сергеич даже расстроился: "Я так радовался этой метафоре - люди уходят, а время продолжает свой неумолимый бег, - а оказывается, кто-то уже до этого додумался раньше меня".
Михалков сразу извинился, что у него есть лишь сорок минут - ему надо ехать на цветокоррекцию мастер-копии, - однако просидел с нами где-то час. Из которого сам говорил, наверное, минут 55 )) В частности, подробно описал сцены, не вошедшие в картину, но вошедшие в готовящийся телесериал. Он вберет в себя все три картины, плюс массу специально отснятого материала. Еще Никита Сергеич рассказал о том, что собирается снимать фильм по рассказу Бунина "Солнечный удар". Признался, что одиннадцать раз собственноручно переписывал сценарий. И тут уже я не выдержал. Руководитель нашего любительского театра сделала замечательную инсценировку по трем рассказам Бунина сразу ("Митина любовь", "Легкое дыхание" и "Холодная осень"), но и так хронометраж постановки вышел достаточно скромный. Кроме того, история мирового кинематографа знает не так уж много примеров удачных экранизаций коротких рассказов. Так что я подошел к Михалкову, когда все закончилось, и спросил, нельзя ли как-то почитать скрипт - очень уж интересно, как рассказ превратился в сценарий полнометражного фильма. В этот момент я принял на себя всю мощь михалковского обаяния. Он взял меня за руку, взглянул в глаза, улыбнулся своей фирменной улыбкой и назвал Сашенькой. Ну, вы понимаете. В такой ситуации поплывет любой клиент. Приемчик из арсенала больших политиков - древний, но действенный. К тому же он сказал, что почитать даст, но попозже - сейчас материал еще сырой.
Вообще, можно как угодно относиться к Михалкову. Считать его барином, городским сумасшедшим и т.д. и т.п. Но глупо отрицать то, что человек он страшно обаятельный. И лично я за тот час понял одну простую вещь:
Основные упреки к свежим работам Никиты Сергеича - не только к "Предстоянию", но и к "12" - носят чисто эстетический характер. Их обвиняют в дурновкусии, пошлости и использовании весьма спорного материала. Не стану отрицать, я тоже так считаю. Но теперь я понял, что Михалков действительно так видит и чувствует. Это его видение мира, он искренен во всем, что делает. Чего, кстати, нельзя сказать про большинство российских крупных картин последних лет. Скажем, я не очень верю в искренность Хотиненко, что бы он ни делал.
Подводя итог, скажу, что не верю в прокатный успех "Цитадели". Скажется неприятный осадок после "Предстояния", да и вообще на российское кино нынче плохо ходят. Однако нахожу это не очень справедливым, поскольку искренне убежден, что фильм это хороший и снятый высокопрофессионально. Первых "Утомленных" превозносят даже те, кто яростно хулит "Предстояние", а "Цитадель" к ним намного ближе, чем к сиквелу. Тут даже Меньшиков ожил во всех смыслах. Насколько он был анемичный в "Предстоянии", настолько настоящий в "Цитадели".
Михалков спросил, как получились настолько разные картины, если снималось все одновременно. Я вроде бы ответил, но до конца этого все-таки не понимаю.
Апдейт. А вот, собственно, и фотографии. Кто меня не знает, парень в черной футболке с надписью Movies... - это я. На одной из последних фотографий есть момент, когда я по поводу сценария по Бунину у Михалкова спрашивал.
|
</> |