Очень секретный пост. Специально на русском.

топ 100 блогов tanuhr23.03.2018

Плохое про вальдорф.

Специально пишу пост на русском языке поскольку частные школы тут убирают неугодных студентов, делают это хладнокровно и быстро. Не знаю делает ли так наша школа, но рисковать не хочу.

Еще в начале года мои претензии к вальдорфу были очень теоретические и не уверенные. 

- слабая академическая планка. Мне казалось, что они пытаются ну очень среднего уровня достичь у детей по всем предметам. Вязание вязанием, но ребенок из частной школы должен выйти с блестящим образованием и отличной академической базой, иначе смысла в этом всем нет.

- боязнь что ребенок вырастет в другом мире и тяжело будет общаться с обычными людьми (но я понимала что это из разряда страшилок).

К сожалению, спустя почти год, наблюдая за ребенком и за школой, проблем я увидела гораздо больше и теперь они вполне оформились. 

1. Отношение к детям. Вальдорф для маленьких детей пропагандирует принципы воспитания с которыми я полностью согласна. Эти принципы в России обычно идут по названием alpha parenting, а здесь respectful approach (RIE). 

К сожалению, я вижу что вальдорф с этим палку перегнул. Они намеренно держат детей в ежовых рукавицах, не дают много свободы выбора, не дают принимать самим решения, не ставят перед ними проблем которые надо решить и вся система обучение построена так что дети как крысы за дудочкой следуют за преподавателем (примерно до 12 лет!). Рамки очень-очень ограниченны. От некоторых преподавателей вальдорфских меня коробит. Конечно, профессиональная деформация в любой школе может случится и некоторые учителя потому и становятся учителями что им нравится власть, но в вальдорфе, с таким сдерживающим подходом, таких учителей, мне кажется, больше и там хорошая почва для их развития. 

Родители на днях были приглашены на лекцию заслуженной вальдорфской учительницы, 45 лет опыта. Какая же она была отвратительная! Просто упивалась своей властью и явно ключевое слово в подходе к детям она давно потеряла из виду - RESPECTFUL!!! Она даже в какой-то момент оговорилась и упоминая мальчика сказала "it" вместо "he". 

Наши преподаватели в К классе волшебные, чудесные, относятся к детям с теплотой и  любовью (иногда даже большей чем могу Ане дать я).

На следующий год весной будем знакомиться с классным руководителем, который должен будет с детьми провести все следующие годы, надо будет очень тщательно с ней пообщаться.

У меня есть друзья хоумскулеры и у них потрясающие дети. В них чувствуется воля и свобода мысли. Я практически уверена что ни то ни другое в вальдорфе не культивируют, а скорее наоборот. Нет, хоумскулинг точно не для меня, но и вальдорфский подход меня не устраивает.

2. Академические знания. Я не бегу впереди паровоза, у меня нет цели научить Аню читать или писать как можно раньше, я уверена что есть другие занятия для ребенка в раннем возрасте, гораздо более полезные. Но Аня где-то с 4.5 лет сама начала интересоваться чтением и письмом. У меня совсем нет на занятия времени - тоддлер Лиза не дает нам заниматься, мы не делаем ничего регулярного и вообще я Ане не напоминаю о занятиях (хотя у меня мириад разных материалов дома заранее куплены), но Аня сама, потихоньку, задавая вопросы и изредка занимаясь по материалам которые я подкидываю, уже что-то пишет и что-то читает. 

Я была уверена что меня полностью устраивает К как обычный детский сад в котором нет никакого формального обучения, но вот вдруг у меня в доме ребенок который явно готов чему-то академическому учиться! Оставляя ее в вальдорфском К мы отодвигаем ее обучение и не идем в ногу с интересами ребенка. Я вижу вокруг что и другие дети хотят учиться читать и писать в 4-5 лет, видимо это стандартный возраст. Ане еще очень нравится считать, она начала интересоваться деньгами, да и друзья невальдорфские те же интересы имеют. 

Я почти уверена что занимаясь с Аней дома по пол часа каждый вечер мы достигнем большего чем она бы выучила, пойди она в публичную школу. Этим и будем заниматься на следующий год.

К сожалению, я сильно подозреваю, что и в первом классе вальдорф продолжит идти с задержкой. Они сначала учатся писать, потом читать (практически все дети умеют читать к концу 1го - началу 2го класса). Очень медленно, рассказывая длинные истории про каждую букву и вырисовывая ее.

Я должна отметить, что в немецкой частной школе которая следует немецкой школьной программе, дети в К тоже не учатся читать и писать. Там тоже натуральный детский сад весь первый год. 

3. Old school. Я еще буду разбираться в деталях, возможно я что-то не так поняла, но на данный момент мне не нравятся методы обучения в вальдорфе. 

С первого класса дети утром занимаются 2 часа за партами. 2 часа меня не смущают - вальдорф считает важным усидчивость и усердие, тем более что потом у них только развлечения. Но мне не нравится что основная подача материала в вальдорфской школе - монолог учителя. Учитель учит, дети внимают и запоминают. Иногда учитель устраивает проверки - задает вопросы. Устаревшая система. Уже давно доказано, что дети лучше учатся когда они ищут ответы, когда они задают вопросы, когда учитель следует за детьми и ведет диалог. Это называется progressive school и это то что нужно Ане - она у нас точно не тот тип который часами слушает и запоминает, хотя я почти уверена что ее там до какой-то степени надрессируют.

Не знаю почему так, может быть потому что программа разработана давно и мало меняется, может потому что такой подход хорошо стыкуется с отношением к детям. Я не знаю на сколько большая свобода есть у школы и у учителя в изменении программы, но сильно подозреваю что вариаций не много. Что бы школа называлась вальдорфской -  она должна пройти сертификацию, учителя должны пройти обучение по спец методике, эта франшиза намного серьезнее и строже Монтессори. 

Ну и туда же в копилку. Я не вижу сейчас где при таком подходе к детям и обучению, у учителя будет желание или возможность следовать за индивидуальными нуждами ребенка. Скорее всего ребенок ничего подобного вообще нет. А это сейчас последний писк моды, так сказать! 

То есть если мы на следующий год, следуя за Аниными интересами, будем активно учиться читать, писать, и считать, то к первому классу Аня придет полностью усвоившая программу на грядущий год и фактически будет заниматься только рисованием (ну хорошо, может некоторые концепции она после повторения усвоит глубже).

4. Social Emotional learning. Если с формальным учением я никуда не спешу, но следую за интересами ребенка, то с social emotional я всеми руками и ногами за формальное обучение. Сейчас, в К, учителя учат детей каким-то нормам общения и решения конфликтов, меня почти все устраивает - они не давят, позволяют детям самим разобраться и корректно вмешиваются если ситуация вышла из под контроля. 

Но! Аня недавно мне сказала что она не любит и не дружит с мальчиком одним потому что у него кожа темная :((( За неделю до этого мама этого мальчика мне рассказала что были разбирательства между ее семьей и еще одной семьей в группе, в присутствии нашего учителя. К сожалению, учитель/школа не смогла предложить эффективного решения - они рассказывали какую-то сказку детям, с моралью, но этого явно не достаточно.

Мне кажется чем старше ребенок тем формальнее должны к этому подходить. Детям надо дать фразы которые они смогут использовать что бы помириться после ссоры или что бы выразить свое мнение. Дело не только в словах, дело и в знаках тела - это в том числе и основа будущего сексуального воспитания. Emotional intelligence is a big thing. Я боюсь, что вальдорф довольно слаб в этом направлении, проблемы могут возникнуть в старшем возрасте.

Мне немного грустно что мое расставание с вальдорфом происходит так неожиданно, на несколько лет чем я рассчитывала изначально. Возможно что-то еще поменяется по мере того как я буду узнавать больше про будущую школьную Анину жизнь.

Мы остаемся на следующий год в К.

Но мое сердце теперь устремлено на progressive education.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
 Всего пару недель осталось до события, которое необратимо изменит наш мир. Это произойдет в Китае, и уже в начале 2018 года будет запущен процесс масштабных перемен в мире. На Шанхайской международной энергетической бирже (Shanghai International Energy Exchange) начнется торговля ...
Тяжело жить человеку, мозг которого на весах способны перевесить даже половые яйца только оперившегося воробушка. Тяжело жить стране, в которой такие люди имеют большой, не в пример своему мозгу, вес. И вот вам для наглядности свежая история, призванная проиллюстрировать, что бывает, ...
25 апреля легендарному Аль Пачино исполняется 83 года. Неистовый апологет «американизированного» метода Станиславского создал на экране десятки узнаваемых образов — от мафиозного крестного отца до самого дьявола. Его цитируют, ему подражают, им не устают восхищаться. В день рождения ...
Политолог, заместитель директора Украинского центра социальной аналитики Валерий Песецкий на своей странице в соцсети Facebook отметил, что если дискриминационный закон о запрете обучения на русском языке будет подписан президентом и одобрен Конституционным судом – это будет говорить об ...
"Марке Audi придётся назвать будущий компактный кроссовер Q1, так как группа Fiat Chrysler отказалась передать немцам обозначение Q2, закреплённое за Alfa Romeo. При этом маркетологи Audi не хотели пользоваться литерами Q1, так как они ассоциируются с компактной моделью A1, а будущий крос ...