ОЧЕНЬ РАЗНОЕ КИНО-3
natabelu — 29.02.2012 На днях исполнилось восемьдесят лет со дня рождения Евгения Урбанского.Я решила, что это повод выложить последнюю, самую маленькую порцию фотографий, сделанных в шестидесятые годы фотографом "Лайфа" на съемочных площадках "Мосфильма".
Начну издалека. Эти лайфовские фотографии никак не были подписаны, но сообразить, где съемки "Айболита", где "Андрея Рублева", где "Войны и мира" и пр. мог бы каждый дурак - вот и я сообразила. Впрочем, я вычислила даже композитора Овчинникова. Была очень горда собой.
И вдруг - что-то непонятное, какое-то дежавю с подвохом. При взгляде на этот кадр я могла зуб дать, что я этот фильм видела, и могла дать другой зуб, что я этого фильма не видела. Так я осталась без двух зубов.
Через пару минут всё, конечно, встало на свои места - я поняла, что это был за фильм и почему я его видела и не видела одновременно.
Фотограф "Лайфа" был в 1965 году на съемочной площадке фильма "Директор". Как известно, Евгений Урбанский погиб в возрасте тридцати трех лет именно на съемках этого фильма.
Вот сделанные американцем фотографии:
В том "Директоре" снимался и гениальный Иван Лапиков.
Справа, с окурочком в руке - режиссёр фильма Алексей Салтыков:
Здесь он слева:
Хлопушка в правом нижнем:
Фильм после гибели Урбанского немедленно закрыли. Его смерть произвела шоковое впечатление. Беременная жена Урбанского стала вдовой.
Именно после этого трагического случая советским актёрам стали запрещать работать без дублеров на сложных сценах.
Режиссёра Салтыкова отлучили от профессии - хотя он был совершенно ни при чём, его в тот день даже не было на площадке: на этих сценах - с проездами машин по пескам - работал второй режиссёр. Через полтора года Салтыкову всё-таки разрешили снимать, и он снял прекрасный и страшный фильм "Бабье царство", о деревенских женщинах во время фашистской оккупации. Но самое поразительное - что после "Бабьего царства" Салтыков добился возобновления "Директора"; точнее, он начал всё заново; съемочная группа почти полностью поменялась, но они выстраивали те же мизансцены.
Поэтому, глядя на кадр с Урбанским, я была уверена, что я этот фильм и видела и не видела. В новом "Директоре" уже не было ни Лапикова, ни Мордюковой, а роль Зворыкина, которую играл Урбанский, теперь играл абсолютно на него не похожий Николай Губенко. Сыграл, надо сказать, отлично.
Кадры с Урбанским. Фильм мог бы быть таким:
Стал - таким. Кадры с Губенко:
Судьба, в общем.
Ещё пару слов о режиссёре Салтыкове, незаслуженно забытом.
Это один из моих любимейших режиссёров.
История с Урбанским его, похоже, изрядно покалечила. К тому же Салтыков какое-то время жил без всякой надежды на то, что вернётся в профессию; это, говорят, спровоцировало алкоголизм. У режиссёра Салтыкова было несколько вполне сомнительных фильмов и было три настоящих шедевра: фильм "Председатель" с Ульяновым, фильм "Бабье царство" с Риммой Марковой, "Директор" с Губенко, - и ещё был странный, шекспировской силы и какой-то очень мучительный фильм "Возврата нет", в котором снимались Мордюкова, Владислав Дворжецкий и Ерёменко-младший.
Интересно, что на роль Егора Трубникова в "Председателе" пробовался Урбанский - он очень хотел её получить, она была для него необыкновенно важна, и он был уверен, что роль Трубникова - его. Салтыковский гиперреализм мог бы быть новым поворотом в карьере Урбанского. Но Салтыков выбрал Михаила Ульянова (и был прав). Видимо, Урбанский был травмирован тем, что он не сыграл в "Председателе"; поэтому потом, получив роль в "Директоре", он держался за неё так, что не мог уступить ни одной секунды в кадре даже дублёру; решил выложиться по полной программе, сделать всё сам. И фактически это кончилось тем, что Урбанский не снялся ни в одном фильме Салтыкова. (Хочется добавить: царство небесное им обоим.)
|
</> |