
Очень разная Офелия: тайна ее гибели


А что с ней случилось, когда Гамлет отказался жениться!
Конечно, он отказался – ведь отец Офелии Полоний сговорился против него. Что это значило для девушек шекспировского времени, не трудно представить: тогда нормальным один был путь – замуж и за ровню.
А потом еще кошмар, окончательно поставивший крест на судьбе бедняжки - Гамлет случайно убивает Полония.
Офелия, охваченная болью, горем и отчаянием, теряет рассудок и тонет в реке, упав с ивы.
Трагедия. И не только из-за окончательно порушенной судьбы – предательство отца, плетущего заговор, отказ от нее любимого, гибель отца – всё кошмар! Но ее смерть осталась где-то там, за кулисами.
А Гамлету о ней сказала мать.
Была ли смерть ее случайной?
Что это было - самоубийство или ее убил кто-то другой?
А если бы она была беременна? Если да, то кто был отцом?
Вот вопросы, веками вызывающие споры. Сам Шекспир не дал ответов, но создал такой образ, что тайна ее смерти будоражит по сей день.
А в 19 веке из-за туберкулёза, косившего молодых девушек, образ нежной погибшей Офелии стал фантастически популярным. Ее играли на сценах , его рисовали, о онем сочиняли песни.
Как сказал Эдгар Аллан По, «Смерть красивой женщины, бесспорно, самая поэтическая тема в мире».
Теперь немного образов Офелии. Какие-то работы вы знаете до малейших деталей, а некоторые не видели вовсе.

Самый известный образ Офелии нарисовал художник-прерафаэлит Джон Эверетт Милле.
Историю создания этой картины я подробно описывала, но вкратце повторю.
Задумав писпть Офелию, Милле пригласил позировать юную Элизабет Сиддал. Она согласилась – деньги серьезный мотив для безумных поступков, и в результате ей пришлось лежать часами в холодной ванне - под ванной стоял подогрев, но лампа быстро гасла, а Милле не замечал или не хотел замечать.

Этюд для картины, 1852
Элизабет тяжело заболела.. Ее отец потребовал от художника 50 фунтов за лечение - большие по тем временам деньги.
Милле отчаянно торговался (посмотрела бы я на него сегодня), и отец согласился на меньшую компенсацию.
Девушку лечили лауданумом, который был очень популярен в то время - алкогольная настойка, содержащая опиум.
В 1862 году она скончалась от передозировки этой самой чудо-настойки.
Бытует мнение, что это могло быть и самоубийство, однако никакими фактами это предположение не подкреплено.
В какой-то степени она повторила судьбу своей героини Офелии.

Еще одна, довольно жесткая версия Офелии принадлежит французскому портретисту Пьеру Огюсту Коту.
Не прямая иллюстрация Гамлета.
Здесь виден темный и ужасающий разум Офелии после того, как Гамлет отказался жениться на ней, а затем убил ее отца Полония.
Жутковато и тревожно, намек на скорое решение Офелии свести счеты с жизнью, это безумие плещется в глазах отвергнутой невесты.

А вот она у Одилона Редона, и довольно личная интерпретация.
Его близкий друг Эмиль Эннекен утонул на глазах у художника.
Редон был настолько потрясен, что постоянно возвращался к образу Офелии, уходящей под воду.
Редоновская версия этой истории никоим образом не является иллюстрацией оригинального текста, написанного Шекспиром, а скорее сказочным впечатлением от него.
Бледное лицо Офелии контрастирует с яркими букетами цветов вокруг нее. Зрителю действительно приходится прикладывать усилия, чтобы заметить ее.

Карлос Эвербек
(немец, конец 19-начало 20 в)
Офелия на берегу реки, ок. 1900 г.
И во времена Шекспира, и в 19 в женщины носили тяжелую многослойную одежду.
На самом деле, эти одежды в шекспировском тексте отчасти являются причиной смерти Офелии: ее одежды, отяжелевшие от воды, увлекли бедняжку от мелодичной песни к грязной смерти.
Что можно перевести на непоэтический язык: тяжелые ткани ее платья, пропитанные водой, утащили героиню на дно реки.
Однако текст не мешал художникам одевать Офелию в легкое струящееся нижнее белье, чтобы сделать образ эротичным. В случае с Карлосом Эвербеком она вообще обнаженная. Такая сексуализация.

Безумная Офелия, Мадлен Лемэр
Офелия Мадлен Лемэр, написанная в 1880-х годах - совершенно иной взгляд на девушку. С растрепанными волосами и диким выражением глаз, Офелия Лемэра намекает, что природа ее психоза была связана не только с ее горем.
Доказательство этому можно найти в строках Шекспира в четвертом акте.
Уже обезумевшая Офелия поет песню о девушке, потерявшей девственность и оставленной любовником, что можно понять как отсылку к ее собственным отношениям с Гамлетом.
Ну что же, готовность довериться любимому, отдаться своим желаниям – извечная проблема, и причина очень многих самоубийств, да и не только.

Офелия, Сара Бернар, 1880
Очень красивая Офелия. Даже слишком.
Легендарная актриса, ставшая также первой знаменитостью в современном понимании этого слова, Сара Бернар была еще и одаренным скульптором.
Она играла Офелию на сцене, требуя установить там гроб и лежала в нем, играя бездыханный труп.
И она ее вылепила.

Смерть Офелии, Сальвадор Дали, 1967 год
Тело утонувшей Офелии, покрытое цветами, брошенными королевой.
На одной и той же картине есть два изображения Офелии: одно показывает в полный рост с запрокинутой головой, а другое показывает ее профиль, наполовину погруженный в воду. В обоих случаях Офелия не кажется мертвой.
Похоже, она спит и спокойно ждет своей участи, пока река затягивает ее все глубже и глубже. Тема сна и сна была особенно близка сюрреалистам.

Леонор Фили, Офелия, «Бесполезное платье»
Пылающая Офелия … Ну, это, конечно, Леонор Фили – ни с кем не спутаешь)).
Мертвое тело горящей женщины, объемное платье и рыжие волосы создают впечатление подожженной воды.
Контраст между ярко-оранжевым платьем и безжизненным белым лицом и нетронутыми пламенем руками подчеркивал трагедию женщины, убитой горем и страстью.
Название «Бесполезное платье» в равной степени относится к платью, которое утащило ее под воду, а также к свадебному платью, которое Офелия так и не надела после того, как Гамлет оставил ее.
|
</> |