«Очень непростой ребенок» Вика
tanja_tank — 11.02.2016 ...Мама Вики любила говорить ей, что те дети, кого родители действительно не любят — живут в детдомах. И вообще, что бы она понимала в плохом детстве! И долгое время Вика убеждала себя, что мама ее действительно любит. Ну да, специфически, но любит же!Но каждый раз, перебирая свои детские фотографии, перечеркнутые маминой рукой, или вспоминая ее зловещий шепот: "Спрыгни завтра с крыши, а то я тебя во сне удавлю" - Вика осознавала, что находится в плену очень большого самообмана. Пока, наконец, не поняла, что готова дать своему детству объективную оценку и назвать поступки матери своими именами.
«До того, как я наткнулась на этот блог, я не знала о том, что есть просто вот такие люди и думала, что мама, видимо, все-таки любит меня, но не умеет этого показать. Потому что не может же мама не любить!
Но потом вспомнила: когда я была маленькая, то делала открытку для мамы и подписала «от твоей любимой дочери». Мама мне указала на то, что я не могу так писать, я же не знаю, что именно она чувствует, поэтому надо писать «любящей»…
Тарелка на голове, капуста в карманах
...Когда я родилась, мама была замужем и было ей 18. Детство у нее было не очень хорошее, бабушка прилично пила, и в какой-то момент мама со своим младшим братом оказались в интернате. Подробностей не знаю, мама о детстве рассказывала не очень охотно и не всегда правду. К примеру, она мне говорила, что ее в этой семье удочерили, а позднее, когда появилась необходимость собрать документы родственников за несколько поколений, оказалось, что удочерили бабушку.
Когда мне было четыре, родители развелись, мама уехала в другой город, я осталась жить у бабушки. Ко второму классу мама меня забрала. И началось...
Первый раз бита я была за плюшевого льва. Я приехала к маме, у нее на полке была мягкая игрушка – лев, наряженный в короля. Я взяла его поиграть, за что была довольно основательно наказана и усвоила, что «это мое, трогать нельзя, вот есть у тебя свое – с этим и играй». Физические наказания вошли в систему - за дело и не очень за дело. Ремень, подзатыльники, стояние в углу на горохе или соли.
С личными границами у нас в семье было плохо. Точнее, у мамы они были, а у меня, предполагалось, появятся вместе с зарплатой и собственным жильем.
В детстве у меня была копилка, в которую складывались копейки, найденные на улице, или полученные за сдачу бутылок (опять же, найденных на улице, мама никогда не пила алкоголь). Однажды я захотела купить на эту мелочь продававшиеся тогда коробочки-сюрпризы, в них были конфета и симпатичный браслетик. Залезла в свою копилку (глубоко спрятанную в столе), а она пустая. Спросила маму, где же мелочь, а она ответила: а, выпала, наверное, поищи, у тебя же в столе бардак, наверное, завалилось...
В раннем детстве камнем преткновения была еда. Я вообще много всего не ела и не ем сейчас. К примеру, супы, особенно борщи. И я их не ела. Мама пробовала тактику «пока не съешь – из-за стола не встанешь». Рекорд над тарелкой борща – четыре часа. Иногда я заканчивала обед с этой тарелкой на голове, иногда с карманами, полными капусты. Иногда меня тошнило в тарелку того, что полагалось съесть, но бдение продолжалось.
Та же история с молоком – не могу его пить, сразу рвотный рефлекс возникает. В какой-то период жизни мама решила, что мы обязаны утром и вечером пить продукт жизнедеятельности какого-то лактогрибка, и я давилась, но почему-то пила. Мама всегда говорила, что это как у моего отца с кальмарами, он всегда утверждал, что их не переносит, но вот она сделала ему салат с кальмарами и он съел с удовольствием, еще и добавки попросил. И вот если я молока не замечу – я его полюблю.
В детском саду питание не очень отличалось от домашнего, там я не ела тоже. Взрослые дружно говорили: ну и ходи голодная. Ну я и ходила голодная, в теплое время года подъедая какие-нибудь дары природы. И регулярно отправлялась в больницу то с отравлением, то с гастритом.
Во время визитов в одну из больниц маму не удовлетворила сила моей дочерней любви, она заподозрила, что я радуюсь не ей, а еде, которую она мне привозит. И она перестала приезжать. В больнице был телефон-автомат, с которого дети звонили домой. И вот я звонила домой и умоляла маму приехать. «А почему ты хочешь, чтобы я приехала?» - «Я очень соскучилась» - «Не ври мне, я знаю, есть что-то еще!» - «Я очень голодная.» Как же ржали надо мной эти дети! Но мама через какое-то время приехала.
«Ты мне больше не дочь, пошла вон»
Ребенком, который до дрожи боится отсвечивать, я стала сильно не сразу. До сих пор не очень понимаю, как получилось так, что ребенок, который с удовольствием пел, танцевал, читал стихи на школьных мероприятиях, вырос во взрослого, которому страшно ходить в спортзал, потому что там крутые тренеры будут ржать.
В третьем и пятом классе я училась в очень хорошей школе. Там были очень приятные учителя, у меня появились подруги, с которыми мы все время устраивали какие-нибудь выступления для класса, гуляли. Я много и с удовольствием читала. Училась тогда еще хорошо. Стала сама писать какие-то мелкие рассказы, и очень мне это нравилось. В школе очень хвалили мои сочинения.
Был случай, когда в школе мы писали сочинение про маму и ее пригласили на собрание, потому что несколько лучших сочинений будут зачитывать, и мое тоже. Мама не пришла.
В какой-то момент мама стала религиозной. Мы ходили на какие-то религиозные собрания. Лет мне было еще мало, чтобы как-то критически оценить проповедуемое, но мне казалось, что сюда можно приходить со своими проблемами, здесь помогут. Вообще, то, что куда-то можно, если что, приходить, был для меня важен - мама любила выгонять меня из дома. Это тоже было наказанием за проступки. Просто «ты мне больше не дочь, пошла вон, уходи и больше не приходи».
Я уходила, бродила, возвращалась и умоляла пустить меня домой. Однажды она выгнала меня ночью, и я пошла к друзьям, которые часто приходили к маме. Их дома не оказалось, я свернулась калачиком на крыльце их дома и уснула.
Проснулась еще ночью и пошла проситься обратно. Оказалось, что меня уже ищет куча каких-то людей, потому что я ушла гулять и не вернулась. Мама обычно не начинала меня искать, поэтому я очень удивилась. У нее в тот момент был молодой человек из этой самой религиозной группы, и он как раз к ней пришел. Мама сказала мне тихо «закрой рот и вали спать», и я ушла. Позднее выяснилось, что все время, что меня искали, я сидела на дереве у дома и глумилась над происходящим.
Подкаты маминого друга
Всякую охоту прибегать к помощи религии у меня отбил ее молодой человек. В какой-то день я валялась в кровати, и вдруг он пришел полежать со мной. Почему-то голый. Меня это как-то не очень смутило, лет еще было мало, о сексуальных взаимоотношениях знала только из того, что слышала по ночам. И мне казалось, что для этого надо быть уже взрослым.
Он взял мою руку и ею стал себя щупать, я перепугалась и пулей вылетела из дома. Когда вернулась – он сказал, что не знает, чего я так перепугалась и давай не будем говорить маме, чего зря говорить, все же хорошо и страшного ничего не произошло. С тех пор я старалась держаться от него и всех этих людей подальше, они больше не казались мне безопасными.
На следующий день я пришла к выводу, что раз он просит не говорить – значит, что-то не так и надо обязательно сказать. Пришла из школы и пошла сразу к маме. Но только я открыла рот, мама рявкнула на меня, что она занята и вообще иди уроками займись. И я решила, что если скажу маме – будет хуже.
Вообще, уверенность в том, что если я о чем-то плохом, что со мной случилось, скажу маме, то будет хуже - была очень сильна. Например, упав с выбивалки так, что металлический прут горизонтально пришелся мне между ног и порядочно мне там все расквасил, я около часа прорыдала в подъезде, прежде чем идти домой, потому что мама будет ругать за испорченную кровью одежду.
Мы очень часто меняли место жительства и, как следствие, мои школы. С какого-то момента мне становилось все сложнее и сложнее вливаться в новые коллективы. Сейчас я не очень понимаю, зачем мы так часто меняли школы. Иногда я могла ездить в школу через полгорода по несколько часов с пересадками, а иной раз сменить несколько школ, потому что ездить далеко, когда от прошлой школы до дома 15 минут, а до новой 5. В школах могла быть разная программа, но кого это останавливало? Если я могла ездить в плохую, то почему не могла ездить в хорошую?
Два способа отвадить друзей
Мама ненавидела людей. У нее бывали какие-то друзья, с которыми она приятно общалась. Вообще, она довольно легко сходится с людьми и всегда получается приятной, умной и героической женщиной в их глазах. Одна тянет ребенка, работает, да ребенок еще очень непростой. Я все время была у этих друзей очень непростым ребенком, с которым только так и надо.
Если у меня появлялись хорошие друзья, мама ежедневно вдалбливала мне в мозг мысль о том, какие они плохие, уродливые, как плохо поступают. До определенного момента это отлично работало, и общение с друзьями сходило на нет.
Про своих друзей она говорила ничуть не лучше, я и по сей день не могу понять, как они могут дружить, если она о них так говорит и думает. Сейчас я понимаю, что та же ненависть к людям прививалась и мне, потому что неоднократно она мне рассказывала, что все вокруг мудаки и моральные уроды. Такому же обесцениванию подвергались мои любимые занятия.
Лет в 14 я научилась не рассказывать ей о вещах и людях, по-настоящему важных для меня. С занятиями было сложнее, потому что нельзя же не говорить о том, где ты и чем занимаешься. К шестнадцати опытным путем выяснилось, что очень даже можно, если хочешь, продолжать любить кого-то или что-то. И убедить меня в том, что моя любимая музыка отвратительна, автор любимых книг ничтожество и так далее, стало сложнее.
Все к тем же 14 годам маме стало сложно объяснить мне, что мои друзья очень плохие, и она изобрела новый способ. Как-то я пришла к подруге, а ее отец отвел меня в сторону и говорит: «Вчера мне позвонила твоя мама и попросила больше не пускать тебя к нам в дом. Я не знаю, что это было и какие у вас отношения, вы с дочерью дружите и все в порядке. Просто постарайся не говорить ей, что ты у нас». Я сначала похолодела, стало страшно, что меня сейчас с позором отсюда выставят. Я очень любила у них бывать, родители девочки тоже вроде любили мои визиты. И по совету этого папы я перестала говорить маме, что я у них. Возможно, этот чужой папа поступил совершенно неправильно и непедагогично, зато совет был хороший.
У меня в переходном возрасте появилось много друзей и просто знакомых. Тогда были популярны блокнотики на замочках, и я страстно такой желала. Не для дневников, вести дневники мне казалось очень опасным, но просто иметь что-то свое на замочке. И вот мне такой подарили. Я сдуру выписала туда телефоны друзей. В какой-то момент я нашла этот блокнот с вырванным замком и частью страниц. Прибежала к маме со слезами, но она сказала, что не знает, кто это сделал. А через несколько лет я обнаружила этот листочек у нее.
Немного вернусь к школам. Пятый класс был просто прекрасным. В шестом меня перевели в другую школу, гимназию с углубленным изучением немецкого языка. Пришлось ходить к репетитору, чтобы там учиться. Дети меня не очень хорошо приняли, я к тому моменту была зажатой и боялась отвечать на уроках и знакомиться. Училась я уже не так хорошо, но и в троечницу не превратилась.
Был момент, что я получила плохую оценку и вздохнула в классе, что мама меня убьет за нее. Учительница почему-то решила, что убить не убьет, но накажет и поговорила с мамой. Мама, придя домой, сказала, что раз я жалуюсь на побои, то надо, чтоб было на что жаловаться и избила меня. Так мне стало понятно, что другие люди не должны узнать о том, что дома у меня что-то может быть не так, а то будет хуже.
Потом другая школа. И вот тут было уже совсем не весело. Это вообще был самый опасный район города, а конкретно это школа – для самых отмороженных детей. На уроке дети могли встать из-за парты, сказать учителю «да пошел ты на хуй» и уйти гулять. Бывали вещи вроде как собраться в раздевалке и избить незнакомую девочку. Но мягенько, чтобы никто ничего не заметил.
Там я проучилась всего четверть. Потом другая школа в том же районе. Я выдохнула с облегчением, но рано. В первый же день одноклассники мне объявили, что вот тот класс (в первой школе), из которого меня забрали, расформировали из-за моего ухода, а там были их друзья и теперь они не могут учиться. И я за это отвечу.
Я доучилась здесь до девятого класса — с перерывом на одну четверть, потому что мама меня перевела в платную школу «по знакомству». К концу четверти знакомство иссякло, и я вернулась обратно, где к подколкам присовокупился еще и этот перевод. С какого-то момента я поняла, что могу просто не ходить в школу и не ходила. Когда об этом узнала мама – высекла проводом удлинителя.
Уроки гитары и английского
В какой-то момент мы жили в коммунальной квартире с общим туалетом. Кто-то там за собой не смывал, соседка решила, что это я и сказала моей маме, чтобы та со мной поговорила. О, мама поговорила. Она влетела в комнату, схватила меня за волосы и поволокла на общую кухню, захватив ремень. Там швырнула меня на пол и сказала соседке: «Вот тебе ремень, накажи ее сама». Соседка в ужасе уставилась на нее со словами: «Вы что, все не так страшно, просто все теперь знают и будут смывать, зачем наказывать». Мама ответила «Да? Ну тогда я сама» и отлупила меня прямо там.
Вообще, в этой коммуналке была самая жесть. У мамы завелся мужчина. Я таким периодам радовалась, потому что ей становилось не до меня, да и некоторые из них говорили ей, что так наказывать ребенка нельзя. Но быстро после этого пропадали.
И вот появился новый мужчина. А я тогда захотела научиться на гитаре играть. Мама сказала, что делай что хочешь, меня не впутывай. Но гитару купила. И этот ее мужчина стал мне помогать учиться играть. Он сказал, что играть надо по два часа в день обязательно, и он будет следить. И этот гад следил! Доследился до того, что я бросила к чертовой матери эту гитару.
Он был моложе мамы, считал себя отличным гитаристом, знатоком английского языка и психологии. Часами мог сидеть над книжками по психологии и что-то бубнить, делая в них пометки карандашом. Книжки эти он регулярно покупал, какие-то жутко дорогущие, и прикасаться к ним было запрещено. Причем покупать он их активно начал тогда, когда стал жить с нами. Благополучно избавив нас от таких «излишеств», как одежда, книги, телевизор, компьютер, мебель, а потом — и приличное жилье. Когда мы с мамой все-таки сбежали от него (а мы именно сбежали), то сбежали мы уже из частного дома без отопления и воды. Там была печь, которую надо было дровами топить, а за водой надо было ходить в школу напротив.
Он хотел меня воспитывать, и она ему в какой-то момент разрешила. Он объявил, что так наказывать детей нельзя. Взялся за мою учебу. У меня тогда внезапно обнаружились способности к математике. Как-то учительница нашла подход, и внезапно математика стала простой и понятной. Я делала уроки, но мамин мужчина говорил, что мало и показывал в учебнике, что я должна решить вот отсюда и досюда по математике, английскому и немецкому.
С английским мы тогда и познакомились. Не было никакого понимания языка, как строятся фразы, зачем нужны артикли, что за множество времен. Никто не спешил мне объяснить. Мне выдавался оксфордский учебник английского, и надо было сделать упражнения вот отсюда и досюда. Да я даже условий задачи не понимала, билась со словарем над этими упражнениями.
Первые несколько раз, когда я не справлялась, меня просто ругали и обзывали тупой. Потом начались наказания. Детей же избивать нельзя, но он вычитал в своих книжках по психологии, что можно немного бить ремнем по попе. Наказания заканчивались тем, что я сжималась в комок и прикрывала руками голову. И если я не успевала (а я никогда не успевала), то он хватал меня за руку, тащил в центр комнаты и бил ремнем со всей дури. Я пыталась прикрыться, но дури у него было много, поэтому у меня регулярно были огромные синяки на заднице, ногах и запястье свободной руки. Я кричала, но как-то без толку.
На какой-то из съемных квартир пришли соседи и сказали, что если вопли ребенка не прекратятся, они вызовут службу опеки. Ну, вопли он прекратил, но не прекратил бить. Потом бить начал не только за то, что тупая, но еще и за опоздания, за то, что много съела и так далее. Мама же делала вид, что ничего не происходит. Хотя я звала ее на помощь в эти моменты.
Началось лето. Нам выдали учебники на будущий год заранее. И мужчина решил, что летом надо все равно учиться. Стал давать больше упражнений. Я не успевала и была порота. Кстати, на лето задали кучу литературы, я стала читать с удовольствием, но это удовольствие быстро просекли и прекратили.
И вот в какой-то раз я снова не успела выполнить задания, и он начал меня бить. Он обычно бил долго и со вкусом, а мама, как обычно, ушла на кухню. Я стала кричать и звать ее. Но она прибежала с палкой в руках и несколько раз прошлась по мне этой палкой, приговаривая: «Будешь меня еще звать? Будешь орать?». Так повторялось какое-то время, пока звать маму я не перестала. И стало понятно, что мама помогать не станет.
За время его помощи мне с учебой я скатилась на тройки — и их-то мне ставили из жалости. Школа сменилась, учительницы по математике больше не было в моей жизни, и я просто перестала ее понимать. Немецкий тоже. Английский стал для меня настолько сложным, что я лет до двадцати его просто не понимала. Мозг отключался - и все, никакие объяснения не помогали.
Был случай, когда мама убеждала меня... покончить с собой. В картину мира «психолога» я вписывалась как-то временно, он планировал завести с мамой своих детей. Сначала мама начала беситься и периодически говорить, что за его внимание со мной она бороться не собирается, и если я не перестану его завлекать, то она сама меня удавит. Я недоумевала, завлекать это чудовище у меня в мыслях не было, да и никого я завлекать тогда еще не хотела. И вот мама начала подходить ко мне перед сном, поправляла одеяло и шептала на ухо: «Если завтра по дороге домой ты не спрыгнешь с какой-нибудь крыши, я тебя во сне удавлю. Будет лучше, если ты сделаешь это сама». Засыпать было страшно. Да и вообще все время спать было тяжело. Часто, когда мама бывала в плохом настроении, я просыпалась и не могла уснуть.
«Я знаю, что ты за гадина»
Мама часто меня оскорбляла. Называла тупой, страшной, дебилкой. Она каким-то непонятным для меня образом менялась постоянно – то любящая и заботливая мать, то какой-то чужой монстр. В раннем детстве мне казалось, что мою настоящую маму украли инопланетяне, а это замена, которая плохо работает и надо просто подождать, пока мне вернут маму. Я даже отправлялась на поиски и долго бродила по улицам.
В детстве частенько бывало так, что я натыкалась на свою фотографию, всю исчерканную ручкой. В какой-то момент она попросила меня найти какой-то номер в ее мобильном и я увидела, что я записана в ее телефоне как «дура».
Еще когда я училась в седьмом классе, и с нами жил ее мужчина, появилось правило: хочешь что-то себе – заработай и купи. Я продавала туалетную бумагу. В это время у меня завелась подруга в магазине, взрослая женщина, работавшая в отделе сувениров. Я могла быстренько продать свой запас туалетной бумаги и торчать у нее полдня. Она здорово помогала мне советами и просто разговорами. Потом отдел закрылся и я не знала, где ее искать. В то время с деньгами у нас было плохо, и мама отправила меня на рынок продавать мои же книги, когда-то мне подаренные.
После нашего побега от этого мужика мы жили у ее подруг. Подруги все как одна меня не любили. Одна как-то подошла и тихонько прошипела: «Мне твоя мама про тебя все рассказала, я знаю, что ты за гадина, только попробуй обидеть меня или мою дочь».
После девятого класса мама уговорила меня пойти в техникум. Я не очень-то сопротивлялась, мама всегда говорила, что вот исполнится 18 – вали на все четыре стороны и делай что хочешь. Я как-то сразу поверила и просто ожидала окончания учебы, как раз после техникума уже можно идти работать и я буду совершеннолетняя, а с университетом еще буду ограничена в возможностях.
В техникум я поступила на бюджет. После того, как вывесили результаты, я прискакала к маме на работу и гордо объявила, что вот, бюджет. Мама подняла глаза и спокойно сказала: «Я тебе не верю, ты мне врешь».
(Окончание в следующем посте)
|
</> |