Очень интересно
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
А я посещал однажды спецкурс по жанрологии и обнаружил, что жанр - это модель личности. Хотя, возможно, там было жанр - модель человека, а "вид литературный" - модель личности, а возможно, наоборот. Я не запомнил. Но всё равно мне это ужасно понравилось. Я заранее согласен со всеми определениями.
Жанр - это способ самообустройства, так я это понял. Как ты в настоящий момент или в определённой ситуации, ощущаешь себя, такой и жанр выбираешь для, например, творчества. Или для выстраивания отношений. Отношения с людьми у нас тоже складываются разножанровые. С одним ты зануда, с другим весельчак, с одним хамовит, с другим деликатен, с одним сволочь последняя, с другим так-сяк, ничего ещё. С третьим вообще никогда ни при каких обстоятельствах не сойдёшься.
Человек-роман, человек-рассказ, человек-повесть. Человек-анекдот, человек-городской романс, человек-"интеллектуальный бестселлер". Человек-"ничего кинишко, сгодится на один раз посмотреть".
Каждый из нас может быть разными человеками в разных делах. Писатель может быть в писательстве одним, а в жизни другим, и многие к этому стремятся, для того и пишут. Писатель-фантаст Сергей Васильевич Лукьяненко так и говорит в своих многочисленных интервью: писательство - способ прожить множество разных жизней. Но мне это почему-то неинтересно. Интересно разглядеть в тексте, какой писатель человек "на самом деле". Часто это с лёгкостью удаётся. И ещё чаще мешает.
Тут сразу упираемся в крайность: должен ли писатель "ничего не выдумывать", не стремиться выйти за рамки своего опыта, описывать свою жизнь и жизнь окружающих его людей? Хочется в ужасе закричать "нет, нет"! Только не это. А ведь на самом-то деле, пожалуй, должен. Просто жизнь эта должна быть насыщенной. Опыт - "амбивалентным". Окружающие люди - разными. Личность - "масштабной".
Впрочем, это всё вульгарно-материалистический детерминизм; на самом деле между жизнью автора и плодами его труда должна стоять непробиваемая стена, и горе тем, кто увлечётся изучением жизни кумира: компромисс неизбежен. Слишком многие хорошие люди-тексты оказываются в жизни ничтожествами. (Как актёр, создающий образы героев, оказывается пьянчугой, пошляком и подкаблучником.) Творчество иногда бывает как молитва, а даже самый плохой, когда молится, перестаёт быть плохим.
(Впрочем, иногда люди молятся об увеличении процента продаж или о снижении его у соседа; молитва тоже в разных жанрах бывает.)
|
</> |