Оценка школьниками учебной программы – не для реальной жизни!
smapse — 17.10.2022Российские школьники уверены, что учебная программа давно устарела и оторвана от реальной жизни. Чего же ждут ученики от школы? Попробуем разобраться.
Эпоха перемен
Ещё недавно, поколение назад, в школе детей никто не спрашивал, что они хотят учить, а чего не хотят. Не непослушание и выражение недовольство можно было оказаться в кабинете директора или, чего хуже, оказаться на грани отчисления. Сегодня же ситуация меняется. Старшеклассники не боятся выступать против поборов «на шторы» и жаловаться, если их права нарушают.
Не так давно «институт прогрессивного образования» проводил исследование среди старшеклассников. Ребят с восьмого по одиннадцатый класс опросили о том, насколько их устраивает нынешняя школьная программа. Ответ оказался неутешительным – дети оценивали программу среднего образования не выше тройки.
Лишние предметы
Многие школьники говорят о том, что в программу включено слишком много лишних предметов, которые гарантированно не потребуются ребятам после выпуска из школы. Однозначному непринятию подверглось ОБЖ, что вполне понятно, поскольку оно продолжается с пятого по одиннадцатый класс, совершенно не учитывает современные технологии и базируется целиком на сухой теории, которую не слишком-то можно применять на практике.
Также отвержению подвергаются уроки труда, поскольку раздельное обучение мальчиков и девочек на сегодняшний день, по мнению старшеклассников, устарело. Куда меньше детей против, но все же против, астрономии, а также уроков религиозной культуры и краеведения, где по сравнению с другими религиями преобладает православие.
Кроме того, школьники назвали также и предметы, которых им не хватает во время обучения.
Психология (44% проголосовало «за»)
Самый большой процент голосов в перечне недостающих предметов набрала психология. Действительно, похоже, что этого предмета школе не хватает. В советское время вопросы взаимодействия людей между собой в полной мере освещала этика, сегодня же отголоски психологии можно услышать на уроках обществознания, но часто это формализованные детали и процедуры, связанные с уголовным или семейным кодексом.
В то же время, детям действительно не хватает некоторых практических психологических навыков, как, например, развитие самонаблюдения и рефлексии. Кроме того, дети заинтересованы разобраться в вопросах, связанных с психологической стороной конфликта, страхов, комплексов, агрессии и тревожности, организации своего времени, построения целей.
Психология могла бы стать действительно полезным предметом, если не сосредоточится как, например, ОБЖ на теоретических особенностях и клинических отличиях делинквентного поведения от девиантного.
Уроки финансовой грамотности (41% голосов «за»)
Вторыми по популярности и востребованности среди старшеклассников стали уроки финансовой грамотности. И это вполне понятно, как и в первом случае. Ведь на уроках обществознания и экономики разбираются законы экономики и рынка, однако совершенно не освещаются моменты, когда экономика касается каждого человека в бытовых условиях и как, например, повышение цен на продукты в магазине может быть связано с инфляцией.
Поэтому часто выпускники, сдающие ЕГЭ по обществознанию на 80+ баллов, могут рассказать законы спроса и предложения, однако не в силах объяснить, почему микрокредит на айфон – не самая лучшая идея.
Вполне вероятно, что учитель обществознания не сможет рассказать обо всех деталях и особенностях инвестиций, вкладов и кредитов. Это означает, что скорее всего, придется приглашать специалистов из банков. Но затраты на эти уроки явно окупятся в будущем.
Уроки полового воспитания (31% голосов «за»)
Об этих уроках уже не первый год яростно выступают родители, всерьез полагающие, что подобные уроки будут растлевать детей, повышать количество нетрадиционно ориентированных людей и снижать население страны.
Однако дети считают совсем иначе. Несмотря на то, что вся информация распространена и доступна в интернете, многие дети хотели бы узнать больше об особенностях своего тела и тела представителя противоположного пола, различных рисках, заболеваниях и развеять мифы. Ведь, как ни удивительно, некоторые взрослые до сих пор предполагают, что менструации – последствия недостаточного ухода женщины за собой или потери девственности.