Обзор 22 Открытого чемпионата России по фокусам (часть первая: 14 апреля)
vlasovdenis — 27.04.2024— Пойдешь на Магическую дачу?
— Нет, что там делать. Из иностранного только белорус за прилавком и китайский реквизит на прилавке.
* * *
— Пойдешь на РАИ, там несколько фисмовских иностранцев будет?
— Нет. Десятку отдавать - это очень дорого за форум.
Никогда еще вопрос цены за вход на конгресс не обсуждался так много и так громко. Есть те, для кого это стало объективной преградой, а есть те, кто «десятку не отдаст из принципа».
Субъективное ощущение, что 10 тысяч за такое мероприятие полностью оправданы. Тем более если платит работающий фокусник, для которого это и не трата, а скорее инвестиция. Чего только стоят шуточки Евгения Горланова про верёвки, которые, я уверен, уже звучат во многих городах нашей необъятной.
Но обо всем по порядку.
Я впервые побывал в Доме актера на Арбате и на подходе немного ностальгировал по ЦДРИ. Но опасения мои были напрасны. Площадка удобно расположена, свежая (если не брать воздух в фойе во время иногда томительного ожидания допуска в зал) и подходящая для всех нужд иллюзионистов.
А иллюзионистов собралось много. Чувствовалось, что народ соскучился по таким тусовкам, общению и атмосфере, которую невозможно создать на онлайн-встречах и более камерных событиях.
Любой режиссер знает, как важно правильно начать, «открыть» номер или постановку. И это положительный момент, который хочется отметить отдельно. Официальное открытие форума началось с обратного отсчета и пафосного видео-ролика с моментами былых достижений и всевозможных приятностей. Позабавил раздел «Кумиры», где на весь экран показывали Витю Агабабяна и рядом суетливо снующего Дани ДаОртиза.
Видео-ролик и игра света возымели должный эффект и создали ощущение сопричастности к чему-то масштабному, поэтому объявление президента РАИ уже заряженная публика встретила скандированием «Чириков». Чего у Дмитрия не отнять, так это умение «правильно заходить в хату» в лучших традициях выхода на сцену звезд раннего камеди-клаба.
Общероссийский нарратив прослеживался и в его вступительной речи: обстоятельства против нас, но мы все преодолеем, кого надо привезем и вообще свои интересы отстоим. Объективным показателем его слов стало количество зарегистрированных участников в сценической магии и все-таки состоявшийся приезд трех чемпионов ФИСМа.
В жюри в этом году не было иностранцев, но люди все известные и, что важно, с экспертностью и компетенциями в разных областях магии: В.Савенков, И.Ларионов, В.Руднев, А.Неметов, Л.Цителашвили и В.Агабабян.
О последнем скажу много и отдельно, ведь ему скоро подавать на визу, и он меня об этом попросил :-)
Оценивал конкурсную программу Виктор Агабабян: 2-х кратный чемпион России в жанре «Микромагия»; победитель Armenia's go talent (Армения); финалист ТВ-шоу “Удиви меня” и “Всё, кроме обычного”, член жюри Минского Иллюзионного Форума (BELARUS), Обладатель приза зрительских симпатий - Чемпионата России по Фокусам (Москва)
Конкурсная программа началась с «Микромагии», в которой в 2024 году было 9 участников.
Лев Сигаев (Москва) был единственным участником, который использовал возможности большого экрана не только для трансляции, чем явно запомнился и выгодно отличился. Небольшой вестерн на экране как бы намекал, что номер будет стилизованным. Так и произошло. Ходы из Яна Фриша и Марио Лопеса были переработаны и обернуты в ковбойский антураж: пистолет превращался в банан, сигарета и пробка на бутылке обескураживали своим магическим поведением исполнителя и зрителей в зале.
Дмитрий Козырев (СПб) вышел на сцену всего с одним эффектом, чего недостаточно для оценивания на конкурсе, но вполне подойдет, чтобы удивить зал. Я был непосредственным участником на сцене: считал карты и следил за фокусом с уникальной позиции. Зрители произвольно назвали карту, после чего я проверил карты в колоде по одной, их оказалось 51 — не хватало именно загаданной, ее Дмитрий извлек из своего кармана. Фокус оставил многих зрителей в недоумении, а меня с пометкой на полях: «перед микромагом на конкурсе стоит сложная задача одновременно обмануть и не спалиться перед залом, перед камерой и перед ассистентом, который сидит слегка сбоку от тебе» ;-)
Михаил Рожин (Красноярск) показал красивую стилизованную на японский мотив манипуляцию. Концепция Chinese Charming Challenge была переработана и усложнена дополнительными элементами. Возможно, в какой-то момент монеты стали прозрачными, но с моего места на 3 ряду это было сложно разобрать. Номер Михаила напомнил мне фильм «Бэтмен» с Р.Паттинсоном – клево, но ни черта не видно. Возможно, так было только с моего ракурса, потому что зрители провожали Михаила очень тепло и громко, а элемент с левитацией монеты вообще вызвал общий выкрик «вау».
По прошествии двух дней я заметил тенденцию, которую будет полезно учесть будущим конкурсантам: на фокусников очень круто заходит, когда что-то неожиданно взлетает.
Глеб Соляник (Москва) точно знает, что сиквел должен быть круче оригинала. Аналогии фальшивы, но в случае с cube magic неизбежны. Тем более и манера подачи у Глеба схожа с манерой Е.Карелина.
Евгений в свое время поразил зрителей слепой сборкой произвольно названной грани на кубике; Глеб собирал уже три названных цвета. Евгений тщательно подбирал музыку для своего номера; Глеб сам ее написал. Обычно в финале номера кубик приходит к своему начальному состоянию, но Глеб и тут пошел дальше, собирая два кубика вслепую и синхронно. Увы, на этом эффектном моменте и произошла досадная ошибка.
Я помню, как Д.Данте специально брал микрофон, чтобы высказать недовольство участниками, выходящими на сцену с бейджами. Я помню, как Н.Перфильева распекала юного конкурсанта за неподобающий вид на сцене, отсутствие образа или костюма. Поэтому, когда на сцене появился А.Карташкин (Москва) в куртке, с бейджем и без микрофона, у меня был один вопрос: почему не нажимают красную кнопку? Ситуацию усугубляло и то, что фокуса тоже не было.
Да, есть уважение к возрасту и былым заслугам, но еще есть уважение к зрителям и объективность судейства. Справедливости ради стоит сказать, что в этот раз за качество номера никого не снимали, и судьи пользовались красной лампочкой только при истечении отведенного времени, давая каждому конкурсанту показать себя.
Данный номер вызвал много вопрос и обсуждений шепотом, но мне кажется важным, что на следующий день В.Руденко пусть завуалировано, но дал оценку произошедшему со сцены.
Евгений Горланов (Пенза) покорил зал свежей подачей веревочной классики и отличным балансом «конкурсного» и «коммерческого». Здесь нашлось место авторским гиммикам, качественному сторителлингу и уместным шуткам. «Я рос, росла и моя веревка», «эффект описывает мою жизнь – не могу свести концы с концами» - эти и другие панчи вызывали восторг у публики и тут же уходили в народ. Органичной точкой стало появление голубя. Как говорится, пусть все наши мечты оживают. Было понятно, что Евгений имеет все шансы залететь в призовые места.
Неким противовесом по атмосфере Евгению Горланову выступил Евгений Зейнуллин (Москва) и его то ли сумасшествие, то ли игры с паранормальным. Перед исполнителем лежала коробочка, трансформирующая реальность. Помещенный в нее предмет менялся, и это влекло соответствующие изменений на столе: карты меняли то цвет рубашки, то свою форму и даже суть, превращаясь в деньги. Особенно хочется отметить подбор музыки и света. Для меня остался непонятным повтор номера лишь с незначительным изменением финала. Видимо, Евгений по сюжету попал в некую временную петлю, заманив туда и нас.
Аркадий Стрижак (Нижний Новгород) представил в прямом смысле слова «яркий» и нестандартный номер: кубик Рубика превращался в детальки от тетриса. Но это не все. Еще использовалась колода карт, перемешанная по «правилу 69»: часть карт лежала лицом вверх, а часть - лицом вниз. И все это завершало предсказание. Внятно описать увиденное крайне сложно, но посмотреть было прикольно. Тем более, что Аркадий вышел на кураже и даже во время пауз из-за проблем с трансляцией не терялся, а юморил и интерактивил с залом.
Финальным аккордом номинации стало появление хорошо знакомого публике Владимира Григорьева (Москва). Понятно, что был dice stacking. Понятно, что было круто. Но было ли что-то новое? Отвечаю: было. Владимир ищет свой образ и при этом из года в год надстраивает номер. В этом году явная отсылка к Бэнкси. Стаканы для стэкинга становятся баллонами из-под краски, а смена цвета костей обыгрывается через их «перекрашивание». Левитация стакана, смена цвета платка и точное попадание в музыку взрывали зал. А сколько артистизма было в подмигивании…
Очень не хватало трансляции, но понятно, что под такой номер настраивать камеру нужно отдельно. При выборе между «зрители чего-то не увидят» или «зрители увидят вообще все» исполнитель отдал предпочтение первому.
На этом «взрослая» микромагия закончилась, и сразу же началась детская, представленная всего двумя участниками. Надеюсь, это просто стечение обстоятельств, а не вакуум в возрастной категории, и уже на следующем конкурсе мы увидим новые еще нетронутые растительностью лица.
Василий Стекольщиков (Москва). Мне сложно быть объективным, так как к становлению Васи как фокусника я имею непосредственное отношение, но я постараюсь.
Зрители увидели, как с нуля парень создает DFB :-) А также демонстрирует несколько эффектов, объединенных концепцией «смены реальности»: кола превращается в молоко, а свободные действия зрителя приводят к предсказанному заранее результату. Финальным аккордом стала трансформация случайно полученного числа в аббревиатуру РАИ. Первое появление на сцене и сразу третье место.
Роберт Гловацки (Балашиха) анонсировал «Кубическую магию», после чего четко и в какой-то новой, подкупающей манере показал два невероятных совпадения кубиков Рубика. На двух разных зрителях, двумя разными способами. Все в совокупности дало синергетический эффект: овации зала и первое место.
В детской сценической магии участников было ненамного больше: 4 номера.
Григорий Козеев (Тула) с ассистенткой качественно и динамично отработали классику: трансформация, китайский кольца и даже иллюзион «Метаморфоза» в его самом бюджетном, но от того более загадочном варианте, где стенки ящика прозрачные и создаются в момент демонстрации с помощью пищевой пленки.
Во время номера я не мог отделаться от двух мыслей:
1. Это же еще более помолодевший Виктор Дегео!
2. Ребята делают круто, но не то. Ну не могут быть актуальны китайский кольца в руках молодого парня в 2024 году. На следующей день с выходом на сцену Виталия Вето эти слова я возьму обратно, хотя и там, как выяснилось, все не так однозначно.
Задумку Степана Волгина (СПб) до конца понять не смог ни я, ни мои соседи. Возможно, это был сон или нестандартное пробуждение. Но номер был показан чисто и в своей технической основе нес манипуляцию шариками. Главной фишкой стало финальное сжигание мешавшего весь номер телефона. Этим неожиданным ходом исполнитель в очередной раз подтвердил тезис: подсжечь пиробумагу – это всегда эффектно.
Матвей Волынец (Пермь) с первой секунды приковал внимание левитацией шарика из цилиндра в руку. Грамотный ход, открывший серию манипуляций не только с шариками, но и картами. Недетская сложность номера и четкость его исполнения кричали о будущем призовом месте.
Совсем в другом жанре выступал Никита Лернер (Ярославль), которого я в заметках окрестил «мальчик с феноменальной памятью и гигантским сачком». Парень показывал трюк Ларри Бейкера с запоминанием колоды карт, при этом даже не заморачиваясь на создание иллюзии запоминания. Все силы были брошены на организацию потешного движняка на сцене.
Итого, в детской части чемпионата приняли участие всего шесть человек, и все шесть были так или иначе отмечены жюри: кому-то дали место, кому-то грамоту за участие. Этот жест лично мне показался не просто красивым, но и стратегически верным. Хочется пожелать юным иллюзионистам новых номеров и новых высот в магии.
Есть в любом дне конгресса момент, когда конкурсная часть становится тяжелой для восприятия, душа просит перерыва, а организм еды и свежего воздуха. Наитие подсказывало, что такой момент уже наступил, но запланированное на 7 вечера гала-шоу четко ограничивало временные рамки насыщенной дневной части, поэтому пауз не делали и темпа на сбавляли.
Следовавший после конкурса по микромагии «Шоу момент» полностью оправдал свое название. Был быстрым и ненапряженным.
Иван Гусев (Сочи) показал прикольную идею для куклы вуду. Поролоновое нечто вращалось на стриптиз-шесте, а потом, инфернально хохоча, назвало выбранную зрителем карту. Следующей частью номера стало перемещение куклы на дилерский стол Татьяны Голубевой с ценником 5 тыс.
Весь номер Мартика Будуряна (город не был назван) на фото ниже. Считайте, что вы ничего не пропустили.
Завершающей номинацией первого дня конгресса стало «Изобретения»
Изобретальский гений Андрея Каретникова (Железноводск) тонул в лютой кринжатине происходящего на сцене. Вероятно, какое-то изобретение все же было, потому что среди творившегося арт-хауса жидкость медленно исчезла из бутылки, потом поменяла цвет, а в итоге вернулась в бутылку. Но общий антураж так бил по психике алкочастушками и иными средствами выразительности, что оценить все это по достоинству не представлялось возможным.
Не успевший далеко уйти Иван Гусев (Сочи) явил миру свет, а если точнее, то левитирующую зажжённую лампочку. Непонятно, что именно во всем этом великолепии авторская разработка, но, с другой стороны, многие видели такие лампочки на маркетплейсах, а выйти с ней на сцену и пафосно провести вокруг нее ниткой додумался только Ваня.
Сергей Коллер (СПб) пошел по пути наименьшего сопротивления и здравого смысла: просили изобретение – вынес изобретение. Попросили бы изобретение с подачей, заморочился бы и на подачу. А так вышел, презентовал свой новый продукт «Портрет Гудини, отгадывающего карту» и ушел обратно к дилерскому столу продавать эти портреты. Такая нехитрая схема уже через сутки позволит Сергею лепить на портрет стикер «Победитель в номинации «Изобретение» в 2024 году».
Артак Масоян (Москва) показал потенциальный хит на корпоративах. Человек в заметке на своем телефоне пишет, например, название карты, а фокусник ее отгадывает, либо показывает в галереи фото с такой картой. Не все пошло гладко, кроме того явно имела место муть с выбором человека и clean-up’ом его телефона. Поэтому, как говорится, ждём релиз уже полностью отлаженной версии.
Владимир Панасенко (Краснодар) отгадывал предметы, взятые со столика, а заодно проиллюстрировал мысль, что в любой электронике должна быть защита от дурака и возможность как-то быстро переиграть происходящее, если не все идет по плану.
Конкурсная часть первого дня подошла к концу. Оставалось лишь прикоснуться к азиатской мудрости и посмотреть на сербские диковинки.
Лекция Рида Чанга (Южная Корея).
Данная лекция оставила у меня самое противоречивое ощущение. Да, я не понимаю в манипуляции, и она мне не особо интересна, но, на мой взгляд, в данной лекции не было ни структуры, ни опорных точек. Ощущение, что Рид просто заполнял отведенное ему время обрывочными размышлениями и ходами. Для тех, кто в теме, это было скорее по верхам; для тех, кто не в теме, не в ней же и остались.
Притом темы потенциально интересные и фундаментальные. Лектор затронул сценическую теорию «Рамки» о границах внимания зрителя и правилах его перемещения, но это было на уровне трех несвязанных примеров. А также рассказал о своей системе для построения сценического номера. Система эта состоит из утяжек, работы с черным кабинетом, правильного пальмирования и зарядок/сбросов с учетом принципов теории «рамки». Я специально опросил человек 15 на предмет качества и пользы данной лекции. По большей части народ солидарен со мной, но были и те, кто сказал, что нет, раскрывались очень важные нюансы и почва для размышлений отличная. Ну, как говорится, дай бог, если действительно так.
Диллер-шоу Джей Мина (Южная Корея) не стало событием, а скорее заполняло время до появления следующего спикера. Тем не менее, для фокусников, работающих с детьми, интересные штуки были, что подтвердил ажиотаж у прилавка Джея тем же вечером.
Лекция Божана Желенковича (Сербия) по сути также являлась диллер-шоу с демонстрацией и объяснением реквизита собственного производства. Но присутствующим она запомнится не ожившей спичкой или появлением горящих свечей из пустых рук, а переводом с сербского на англо-сербско-русский. Это просто сгущенка для ушей и бальзам для уставших к вечеру мозгов. «Средний пэрст», - говорит Божан и показывает очевидно средний палец. «Мидл пэрст», - следует перевод.
Из реквизита запомнилась и его дым-машинка, главным отличием которой от аналогов является подача дыма с тыльной стороны ладони через вытягивающуюся трубочку. По словам автора, это решает проблему с ощущением у зрителя, что дым идет из рукава. Выглядит и правда волшебно.
Каким-то чудом вся программа действительно завершилась до гала-шоу. На него я изначально идти не собирался, но 6 вечера для конгрессов – время детское, поэтому душа требовала продолжения волшебства. Аналогичный запрос я увидел в глазах Ильи Ларионова. Выбор встал между совместным походом на гала или идущим в это же время, но в другом месте шоу «Чуда». За первое явно говорило наличие в программе Рида Чанга и скорое начало; за второе – желание увидеть новый иллюзионный продукт. Дилемму решил sold-out на гала шоу, ни одного свободного места! Поэтому с командой примкнувших к нам единомышленников мы отправились на «Чуду» в Мэдисон, о чем ничуть не пожалели, но это уже совсем другая история.
Продолжение следует...
С уважением к читателям и в память о Денисе Власове,
Николай Фомушин