рейтинг блогов

Община Адама

топ 100 блогов budgyd30.09.2010 Община Адама april9 2009 011
Никогда не любил большие составы. В джазе особенно. Квартет - это критическая величина. Всё, что больше квартета, это уже толпа. Её приходится терпеть. Сдвоенные или учетверённые духовые как разверстая трещина в скалистой породе, ведущая в языческую, первобытную пещеру, из которой вырывается истошный и нечленораздельный гвалт. Мне говорили, что это масштабно: джазовый биг-бэнд, септеты, нонеты, полифоническое звучание, а я говорил, что не слышу, говорил, что безлично. Будто звуки стараются друг друга переорать, перетоптать, вырваться из общего месива, чтобы обрести индивидуальность и стройность, но у них не получается, ибо засасывает, возвращает назад: в над- и вне-персональную жизнь, в приблизительность, необязательность толпы. Истина в толпе? Истина на стороне тех, кто состаляет большинство. Я знаю, что это не так. Но я слушаю Adam Lane's Full Throttle Orchestra, и мне это нравится. Поэтому мне хочется думать, что в ближайшем (коллективном) будущем я полюблю большие составы. В джазе особенно. Ибо нонет Адама Лэйна звучит полнокровно, массивно, мясисто, весомо.

Nate Wooley - труба, Taylor Ho Bynum - труба, David Bindman - тенор- и сопрано-саксофон, Avram Fefer - альт-саксофон, кларнет, Matt Bauder - тенор - и баритон-саксофон, Reut Regev - тромбон, Tim Vaughn - тромбон, Adam Lane - бас, Igal Foni - ударные.

Именно так: это чуть ли не лучшие силы современной импровизационной музыки, во всяком случае, той её части, которая клокочет на удаленной от нас стороне океана. Тем, кто знает на что способны эти по-настоящему дерзкие и умные музыканты, как в пределах художественной концепции лейбла Clean Feed, для которого они стали любимыми, так и просто в миру, т.е. везде, объяснять ничего не придется. ("Всякий человек сражается с миром, с обстоятельствами жизни, с самим собой только для того, чтобы стать уникальным, чтобы стать личностью. Талантливого человека отличает не только ещё более ожесточенная борьба, но и служение"). Для всех остальных я слабый помощник.
Уж на что я патриот осмысленного, проникновенного фри-джазового трио (самый желанный формат), однако предыдущий "португальский" альбом Адама Лэйна "Drunk Butterfly" (Clean Feed, 2008) всё же уступает нынешнему. Но что значит "уступает"? Это что, скачки или тараканьи бега?! Конечно, нет. "Уступает" - это значит, что я более менее знал, с чего начнутся и чем закончатся микрохроматические пьесы "Drunk Butterfly", чем заполнятся интервалы между фразами в оных, а про музыкальный материал "Ashcan Rantings" я могу сказать лишь то, что мне было не только невероятно интересно (жизненно важно!) следить за его развитием, за его рывками и торможениями, но и то, что мне искренне хотелось распутывать, разгадывать смыслы возникающих наслоений и петель, чтобы в конечном итоге их присвоить себе, объявить их своими.
Десять композиций, равномерно уместившихся на двух компакт-дисках: сорок восемь и сорок шесть минут соответственно. Иногда я себя спрашивал: а не слишком ли много общих, разношенных, перемолотых мест в музыкальных структурах и блоках этих композиций, чьи корешки ветвятся в густом потоке предшественников, скажем, в сюитах Дюка Эллингтона. Поспрашивал-поспрашивал и перестал, ибо ветвятся и хорошеют. Это ведь не разбрызганный и шквальный фри-джаз, готовый приводить в восторг лишь посвящённых. Нет. Это размашистый нео-фри-боп. Это жизнерадостная, свингующая музыка, но не в ущерб собственной содержательности. Это грустная, даже трагичная музыка, которая сторонится всяческих чрезмерностей: игнавии и бесплодных терзаний. И если б не внутреннее напряжение, если б не постоянная пульсирующая линия баса, выталкивающая, продавливающая, если б не завихрения и узелки духовых, стягивающие, сталкивающие, если бы не те мгновения, во время которых размеренное звучание нонета натыкается на восхождение солирующего инструмента, дырявясь и отступая, я бы сказал, что это весьма традиционная джазовая музыка для относительно большого оркестра. Может быть, так оно и есть. А, может быть, это такая изысканная игра в традиционность. Что ж, это тоже неплохо.
Автором всех композиций является басист Адам Лэйн (1968 г.) Исключение - "Mahler", в основе этой темы мотивы израильской народной песни. К счастью, музыка ансамбля не ассоциируется с погрязшим в клише этно-джазом, несмотря на то, что интонации традиционного еврейского фольклора с легкостью угадываются и в некоторых других сочинениях композитора (особенно в сольных партиях кларнета), что можно было бы объяснить его национальной принадлежностью. И не только его. И это ещё один сюжет альбома "Ashcan Rantings": без вязкой назойливости и тем более сентиментальной пошлости традиционная африканская музыкальная культура здесь встречается с традиционной (в данном случае) еврейской музыкальной культурой. Но это то, что внутри, то, что прикрыто, а на поверхности - (в хорошем смысле) глобальная импровизационная новая джазовая музыка, которая совсем не озабочена стремлением подчеркнуть связь с конкретным этносом.
Не помню, кому именно принадлежат эти слова (Бенни Гудмэну? Гленну Миллеру?): "Джаз могут играть только евреи и негры". В каждой подобной фразе есть то, что с удовольствием принимается (ибо джаз играют только те, у кого болит) и то, что неминуемо отвергается (ибо болит не только у них, не только они угнетенные). Я с трудом выношу тех, кто выпячивает, предъявляет собственную национальную принадлежность, но мне также противны и те, кто умалчивает или скрывает свою национальность. И то, и другое тошнотворно и мелко. Но это я так - отвлёкся, шагнул.
Не удивлюсь, если через какое-то время, эта запись будет считаться классической для данной джазовой эпохи, да, именно классикой нового джаза для данного периода. Что-то же должно остаться в истории. Или там всё так плотно утрамбовано, что уже не втиснуться.
По джазовым меркам, большинство музыкантов нонета - если не детки, то ребятишки. Но на их стороне джазовая правда, ибо они сами на стороне джазовой правды. Этой музыке веришь. С этой музыкой хочется быть. Ребятишки сошлись и сыграли. Их много, им хорошо друг о друге известно. Им хорошо друг с другом. И это чувствуется. Практически все они живут в одном и том же городе (Нью-Йорке), в одном и том же районе (Бруклине). Практически все они живут одним и тем же, разумеется, с оговорками, пусть и решающими. Практически все они играют одну и ту же музыку, веруя в одни и те же джазовые и общечеловеческие ценности. Чем не общинная жизнь, чем не ветхозаветные люди, чем не канонический джаз.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Вчера была встреча, пару людей из продюсинга, пару техников, режиссёр и т.д.. Но были не все и даже не большинство. Из героев - только я и парень из Италии. Вернее - дядька. Зато было немного еды и напитков. Вполне ништячно. Просто говорили о задумке, календаре, согласовывали разное. Нам о ...
Как же быстро летит время! Знал бы этот мальчуган, какая жизнь его ждёт. Эх, вернуться бы туда и дать ему пару-тройку советов.. Спасибо родителям и моей самой лучшей в мире половинке! Да и всем близким. Я рад что вы есть у меня! И вам, друзья, за поздравления! Всё же, чувствую себя л ...
Оригинал взят у drugoeus в "Возвращение в Россию считаю лучшим поступком в жизни!" Виктора Фридмана можно не представлять - любой россиянин, задумывающийся об иммиграции, наверняка читал его книгу "Социалистические Штаты Америки", в коей автор ...
15:52 14.06.2011 Тема очередного вебинара ОПОРЫ РОССИИ - «Из школьной компании в бизнес» ОПОРА-Кредит приглашает интернет-пользователей к участию в вебинаре с Заместителем Председателя Комитета по развитию молодежного предпринимательства ТПП ...
Иногда Ютуб подкидывает необычные ролики. Открываешь нужный, а сбоку еще подборочка... Вот так и случилось, что я увидела ролик под названием "Алиса Мон. На 10 лет моложе 27 мая 2017" На обложке - цепляющая жутковатая фотография. Видно, что там что-то явно пластическое делается. А ...