ОБРЯДОПОКЛОНСТВО
yakov_krotov — 14.11.2010 Большинство людей понимают, что "обряд" - это одежда, которая - как и любая одежда - компенсирует слабости человека. Библия говорит о том, что одежда появилась как средство против гордыни и стыда, составляющего изнанку гордыни. Человек - греховный человек, падший человек - так же не может справиться с наличием другого человека, как не может справиться с холодом или зноем, ветром или дождём.Конечно, другой человек не виноват, что оказывается для меня чем-то вроде природного бедствия. Так и природа не виновата, что она - свободна, а не какой-то дисней-ленд для человечества.
Обряд защищает человека от величия Бога, он как спасительный жилет - держит на волнах бушующего моря. Можно веровать без обряда. Многие пробовали - и кончали на дне, причём не понимали, что утонули. Возможно, утопленник полагает, что если у него колышатся волосы, так он вполне живой?
Есть и меньшинство людей, которые воспринимают обряд как одежду не человека, а Бога, как часть мировой гармонии, проекцию мироздания на человеческое поведение. Такое восприятие обряда так же понятно и простительно, как отсутствие чувства юмора или метафорического мышления. Способность чувствовать условность отсутствует и у того, кто не видит условности в обряде - или в стихах, или в каламбуре, не понимает природы сравнения, метафоры - и потому отрицает обряд или поэзию, и у того, кто не видит - и потому обожествляет обряд, поэзию, метафору.
Настоящий обрядовер не тот, кто не видит в обряде смысла и исполняет обряд механически из каких-то корыстных, магических, суеверных побуждений. Настоящий обрядовер тот, кто видит в обряде смысл и этот смысл абсолютизирует.
Обрядопоклонство подчёркивает, что обряд не есть одежда, а есть одно из измерений духа, и лишить невидимое, духовное этого измерения - такой же вздор, как считать двухмерный чертёж дома настоящим домом и делать вид, что живёшь в чертеже. Комично, что заканчивается это обожествлением именно одежды. В современном мире это крайне распространённое явление и среди мусульман, и среди иудеев, и среди христиан - разумеется, среди меньшинства, но какое напористое и самоуверенное это меньшинство. Тысячелетиями иудеи, мусульмане, христиане не придавали одежде особого значения, и брюки (по именем портов) были нормальной одеждой у христианок многих древних народов, а длинное платье - хитон, подрясник - нормальной одеждой для многих мужчин. В современном мире свободен человек и свободу эту использует, чтобы выдумать себе правила на то, что отродясь правилами не регулировалось - вот и появляется "православная одежда", "истинно мусульманская одежда", с точки зрения нормальных верующих - карнавал и ролевая игра.
Вопрос об обряде глубже одежды. Слово "обряд" вовсе не означает "одежда", которую обозначали раньше словом "облачение". Обряд - от слова "ряд", а это у индоевропейских народов обозначение меры, порядка. В этом смысле "обряд" - довольно точный аналог "ритуала", в котором тот же корень, что в "арифметике" ("аритметике"), ритме и ритмике. Обряд есть внешнее оформление определённого внутреннего порядка, лада, гармонии. Обряды древних земледельцев были предельно строго регламентированы, чтобы соответствовать ритму нормального - для урожая - природного цикла. Соответствовать - и вызывать этот ритм. Обряд - это прежде всего магия, заклинание жестом и словом, приведение мироздания в порядок. Мироздания, космоса, а вовсе не человека! Такова архаика, обрядопоклонство модернистское есть магия, обращённая на человека, пытающаяся его привести к определённому ритму и ладу. Приводит - только это ритмика фарисейства. Неслучайно обрядопоклонство всегда старается держаться подальше от Книги, будь то Пятикнижие Моисеево, Библия или Коран - и проближе к тому, что Иисус бесцеремонно обозвал "преданием старцев", что попахивает "старческим слабоумием". Есть что-то старческое в попытке восполнить забытый смысл и утраченную силу - расписанием, уставщичеством.
Ритм во вселенной, конечно, существует. Вселенная переполнена ритмами, большинство из которых очень простые, но среди которых есть и сложные. Ритм тем сложнее, чем сложнее организовано существо. Ритм, существующий внутри камня или планктона, намного проще ритмов солнца или кита, хотя Солнце одно, а камней много, китов же всегда в миллионов раз меньше планктона. Ритм человека бесконечно сложен, а ритм Божественного попросту не поддаётся познанию или даже восприятию. Обряд и становится богохульством тогда, когда претендует на соответствие этому ритму, этой гармонии (не говоря уж о наивных попытках заставить Бога двигаться в такт движениям своего кадила).
|
</> |