Образовательная революция

топ 100 блогов tikandelaki13.02.2012 В пятницу я встречалась студентами факультета политологии МГУ, чтобы поговорить о будущем российского образования.




 Сегодня мы стоим на пороге перемен. Наша страна уже не будет такой, как раньше. В России сформировался новый креативный класс. Он появился благодаря экономическому росту, стабильности, информационной открытости и свободным границам. Именно благодаря ему родилась Болотная, и начало формироваться гражданское общество, готовое отстаивать свои интересы. Впервые за полтора века люди вышли на улицы не из-за голода, а за уважение к себе и чувство собственного достоинства. Общественное пространство вновь наполнилось дискуссиями и острой полемикой. Пока, правда, все дебаты сводятся к одной личности, но я хотела бы расширить тему и поговорить о том, что будет дальше, после 4 марта.
 Сейчас Россия стоит на развилке. У нас выросло первое по-настоящему свободное поколение. Я его назвала путинским поколением, за что, как вы знаете, меня подвергли жесткой критике, хотя и взяли этот термин в оборот. На смену им придет новое поколение с дети стабильности. Поколение людей, не готовых выполнять работу, которую они ненавидят, для тех, кого они презирают. Отсталость нашей страны во многих сферах открывает поистине неограниченные возможности для самореализации. И выбор, стоящий перед новыми поколениями, – начать строить свою страну и реализовывать самые смелые фантазии или бросить все и уехать.
 Все мы хотим, чтобы Россия превратилась из сырьевой в процветающую высокотехнологичную державу. Я не буду говорить о том, как мы к этому можем прийти, на это мне просто не хватит компетенций. Но я хотела бы затронуть сегодня тему образования и будущих поколений специалистов, которые следом за нами вместе будут изменять содержание нашей страны.
 Сегодня российское образование находится в состоянии перемен. Мы хаотичными рывками движемся вперед, не видя перед собой конкретной цели, куда мы хотели бы прийти. У нас нет концептуального видения будущего своего образования. Зато есть бюрократия, убивающая творчество в профессии, невиданное доселе финансирование и большое количество людей в отрасли, которые хотят изменений.
 Образование должно вернуть свое исходное значение – в смысле формирования новых людей для нового общества, запросы которого всегда определяются экономическими и социально-демографическими факторами. Образовательная система, отвечая на эти вызовы, должна меняться и образовывать людей, нужных в конкретном времени и конкретной стране, а еще лучше в конкретном регионе. И в этом смысле система образования является ключом к обновлению, модернизации и преобразованию страны.
 Однако если мы не поймем, какие люди нам нужны, система образования не сможет ответить на вызовы времени, и все остальное уже не важно. Мы можем сделать идеальный ремонт, но если в этой квартире некому жить, зачем все это нужно?
 Чтобы ответить на этот запрос, для начала его необходимо сформулировать, а затем разработать комплексную образовательную концепцию. Она не может возникнуть из воздуха, она должна проистекать из политической и экономической доктрины государства. На сегодняшний день можно выделить ключевую цель – создание 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест. Очень хотелось, чтобы это конструктивное предложение пришло с Болотной, но оно поступило, как обычно это бывает, от кандидата в президенты Владимира Путина. Содержательный разговор вокруг этого так и не начался. Сложные темы не являются актуальными в сегодняшнем дискурсе. И вот это по-настоящему страшно.
Печально и то, что наше Министерство образования не поддержало эту тему. Стоит констатировать, что чиновники не готовы к разработке внятной стратегии по этому вопросу. В результате мы боремся со следствием, не решая задачу в комплексе, а министерство вынуждено признать, что бюрократию оно победить не может.
 Предметно говоря о разработке концепции российского образования, в первую очередь нам необходимо ответить на вопрос, кто является заказчиком образования. По сути экономических взаимоотношений этим заказчиком де-юре является государство. Но, учитывая вышеизложенные факты, это очень размытое и, в общем-то, абстрактное понятие. Если мы ставим целью создание 25 миллионов рабочих мест, думаю, никто не окажется против того, что конкретным заказчиком для образовательной системы может выступить среда, в которой эти места будут созданы. А это – реальная промышленность, благодаря которой наша страна является пятой экономикой в мире. Именно здесь сосредоточен основной научно-технический и экономический потенциал России.
 Промышленные предприятия имеют наиболее устойчивые позиции на рынке и, я уверена, будут только развиваться. Так как в силу размеров они являются главными работодателями и налогоплательщиками, то считаю, что они имеют право голоса. Мы всегда гордились нашей инженерно-технической школой. Сейчас же этим наследием пользуются «Боинг», «Майкрософт» и другие корпорации. Безусловно, ситуация сейчас лучше, чем 20 лет назад, когда мы потеряли 80% интеллектуального потенциала оборонной промышленности. За последние годы уехало всего несколько тысяч. За предыдущие 12 лет много что было сделано. По экспорту вооружений мы занимаем второе место в мире, а индекс промышленного производства за 8 лет вырос на 50%.
 Сегодня наша промышленность готова обеспечить выпускникам интересную высокооплачиваемую работу. В наукоемкой промышленной сфере сегодня задействовано около 5 млн человек. А вузы ежегодно выпускают 750 тысяч человек. Я уверена, что, если промышленный сектор сформирует запрос на таких людей, мы переломим сложившуюся тенденцию, когда 50% выпускников не работают по специальности.
 Но нужно понимать, что образовательную революцию могут сделать только революционно мыслящие преподаватели и управленцы от образования. Сегодня мы требуем от своей системы образования быть в мировом научном авангарде. Я поездила по стране, посещала школы, университеты и министерства, пообщалась с большим количеством людей в этой сфере и при всем моем уважении вынуждена констатировать, что не все люди отвечают запросам времени.
Надо честно признать, что социальная ответственность – это важно, но без переаттестации и последующих сокращений, без создания стимулов для молодых кадров, сокращения и упорядочивания бюрократии мы не сможем совершить рывок в области образования. На фоне выделяемых колоссальных средств денежные ресурсы расходуются недостаточно эффективно. Борьба с коррупцией и сокращения поспособствуют высвобождению ресурсов, которые пойдут на создание конкурентных условий для лидеров отрасли, людей, способных реализовать стоящие перед страной задачи.
 При этом средства должны расходоваться эффективно, создавая и поддерживая так называемые кластеры роста там, где финансирование размазывается тонким слоем.
 Государство уже сейчас выделяет огромные деньги на образование – свыше 2,1 трлн рублей, но их все равно не хватает, так как учителей у нас больше, чем военных. По госрасходам мы отстаем от развитых стран, при этом надо учитывать, что там уже есть устоявшаяся система и существенная доля частного капитала. И там не стоит задачи радикально перестраивать систему под нужды изменившейся экономики, там не требуется резкое обновление материально-технической базы. При этом острое недофинансирование испытывают даже школы в США, где зарплата учителя не превышает зарплату бариста в «Старбаксе».
 Российское государство больше не может наращивать госрасходы, особенно в условиях, когда 31% расходов приходится на социалку. А давайте не забывать еще о переоснащении армии, строительстве инфраструктуры, реформе здравоохранения.
 Таким образом, для привлечения дополнительного финансирования необходимо создать условия для прихода частного капитала. 1000 стратегических предприятий способно создать 1000 образовательных комплексов, 1000 кластеров роста, в которых сможет учиться до миллиона детей. Приход частного капитала способен существенно повысить эффективность расходования средств в образовании, поскольку бизнес всегда нацелен на результат.
 Сегодня мы в самом начале пути, но в наших силах изменить страну, начав содержательно обсуждать проблемы и искать пути их решения вместе. Жизнь не закончится 4 марта. Что дальше? Дальше нужно строить свою страну.



Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
или нет.   Наблюдала сценку на днях. Место , надо сказать, гламурное: кафе и дорогое жилье , самый центр города. Из Пассажа вышли двое мужчин и две девушки. Мужчины вот эти, в КСВ-шной форме мотоциклиста, с шлемами в руках. Седовласые, плотные, под шестьдесят пять  или просто ...
Кстати, Flying Blue lounge в санфранцисском аэропорту существенно вырос в качестве - перестроили (раньше, емнип, хуже было) и поят-кормят ...
Всем терпения, вежливости и выдержки, поцоны Энто, сегодня поехал вместо 8 - к 10 на работу, и подухуел от многократно большего количества машин. В 7:30 выезжая из Паскудникова всегда успевал к 8 на Смольную, а тут выехал в 9:40 - приехал к 10:30 лядь. В ...
Согласно легенде, два самых больших острова в заливе Morbihan, l’île aux Moines и l’île d’Arz, раньше соединялись и образовывали один большой остров. 1. Île aux Moines На одном его ...
Угадайте, какая секция на проходящем и весьма массовом "Нефоруме" оказалась самой малочисленной и унылой: Походу, ЖЖ таки доигрались с воровством постов без указания авторства, кривым навязанным дизайном, забабловым топом для своих и прочими милыми мелочами. Эти две ...