Образ мирного черкеса в русской поэзии начала XIX в.
zhemukhov — 09.01.2011 Черкес стал одним из самых распространенных героев в русской литературе первой половины XIX века. Законодателями романтической моды были В.Жуковский, А.Пушкин и М.Лермонтов. Широко известны описания вооруженных и воинственных черкесов в русской поэзии, которые в силу своего однообразия мало отличаются друг от друга. При этом литературоведы уделяли мало внимания образу мирного черкеса. Исследование образа мирного черкеса у различных поэтов позволяет более ярко проследить изменение отношения к черкесам.
УБИЙЦЫ ЖУКОВСКОГО
В 1814 году В.А. Жуковский вывел мирных черкесов в стихотворении,
ставшем образцом описания экзотической кавказской природы в
романтических поэмах последующих поэтов. Поэт описывает черкесов
вне войны, но так, словно они замышляют заговор. Это отличается от
распространившегося позднее образа черкеса у себя дома как
миролюбивого персонажа. Создается образ кружка черкесов –
«братский», куда не допускаются чужаки. Беседа черкесов вращается
вокруг темы убийства. Жуковский дважды в отрывке употребляет
негативное слово «убийство». Весь процесс изображен как активное
действие: черкесы сидят, «стеснясь в кружок», они напоминают
«тени», как истинные заговорщики, чубуки их «вонзены», а дым
«клубится», они обсуждают прошлые убийства и готовятся к новым. Те,
кто не курит, точат свои сабли о камни.
… стеснясь в кружок
И в братский с табаком горшок
Вонзивши чубуки, как тени,
В дыму клубящемся сидят
И об убийствах говорят,
Иль хвалят меткие пищали,
Из коих деды их стреляли;
Иль сабли на кремнях острят,
Готовясь на убийства новы.
А.С. Пушкин перенял у В.А.Жуковского образ черкеса вне войны. Однако в пушкинском «Кавказском пленнике» (1820) черкесы описаны миролюбивыми красками. Здесь они в своем ауле также сидят в кругу, но мы чувствуем менее напряженную пространственную организацию, это более спокойный, степенный круг, чем у Жуковского. А.С. Пушкин описывает умиротворенную обстановку черкесского аула, в котором старики курят трубки, рядом с ними играют дети, а собаки спят. Это описание аула после того, как его покинули мужчины, ушедшие на войну. Пушкинские черкесы ничего не обсуждают, а «безмолвно» наслаждаются покоем, видом резвящихся детей, песней девушек, и их сердца молодеют. Степенность черкесских стариков подчеркивается их глубоким возрастом – они даже не деды, а «прадеды», более того, «старцы». И сам табачный дым из их трубок красочно «виясь синеет».
Утих аул; на солнце спят
У саклей псы сторожевые,
Младенцы смуглые, нагие
В свободной резвости шумят;
Их прадеды в кругу сидят,
Из трубок дым виясь синеет.
Они безмолвно юных дев
Знакомый слушают припев,
И старцев сердце молодеет.
В 1828 году М.Ю. Лермонтов пишет поэму «Кавказский пленник», где также изображает мирных черкесов. В лермонтовском отрывке буквально повторяется выражение «дым виясь» из пушкинской поэмы, а также экзотические слова «аул», «сакля». В то же время лермонтовские черкесы активны, как у В.А. Жуковского, но совсем не так мрачны. Лермонтовская панорама действия шире, чем у обоих предыдущих поэтов, действие происходит не в маленьком ауле, прилепившемся к горам, а в привлекательном «большом ауле, под горою». Мирные черкесы не сидят «в кружочке» и даже не в более свободном круге – они сидят удобно и уютно «близ саклей дымных и простых». Беседа вращается вокруг положительных тем: удалые кони, меткие стрелы, победы. Они «беспечно» курят свой табак, и дым свободно «виясь, летит над ними». Лермонтовские черкесы обсуждают войну, как и черкесы Жуковского. Однако в лермонтовских стихах нет того страха и отвращения к черкесам, которые мы видим у Жуковского.
В большом ауле, под горою,
Близ саклей дымных и простых,
Черкесы позднею порою
Сидят - о конях удалых
Заводят речь, о метких стрелах,
О разоренных ими селах;
И с ними как дрался казак,
И как на русских нападали,
Как их пленили, побеждали.
Курят беспечно свой табак,
И дым, виясь, летит над ними.
Сравнение поэтических образов от Жуковского через Пушкина до
Лермонтова показывает, что в русской литературе первой половины XIX
века образ мирного черкеса менялся в положительную сторону. Черкесы
и их страна становятся все более привлекательными для русской
публики. С другой стороны, результатом такой литературной
деятельности было создание в русских умах стремления к обладанию
этой страной.
Опубликовано: Голос Кабарды. – 2011,
январь.