обосраться и не жить
abenteuerer — 26.11.2011Melancholia (Меланхолия) - Lars von Trier, 2011
самое разочаровывающее в "Меланхолии" было, конечно, то, что после позапрошлогодней мистерии о сумраке безбожного поднебесья, фон Триер влез в чужие заскорузлые штаны авторского кино, в самом уродливом его воплощении. таком, в котором ни сюжету, ни проблематике, ни конкретным эпизодам не найти никакого объяснения, если не включить в анализ многострадальную фигуру любимого датского гнома. разве что финал хоть немного искупал обилие этой приторной амниотической жижи, которая переполняла фильм и в которой в лице заплывшего физиономией аватара своего Данст варился фон Триер. но и финальный, детский почти, экстатический и эсхатологический восторг теперь можно трактовать иначе: не конец всему живому, но - конец чревостраданий обреченной буржуазии с самим режиссером во главе. любимый жанр вроде бы.
однако, на самом деле, все куда хуже и гаже.
и симптоматично, что "Меланхолия" кое-кем - не большинством, к счастью - была воспринята как нечто принципиально новое для фон Триера. формально-то вроде не придраться - уже ничего слишком человеческого, много скабрезно циничного, попытка (провалившаяся, впрочем) двухчастного структурирования, лощеные актеры из-за бугра. ну а если приглядеться, то становится понятно, что это не что иное, как симметричный ответ кое-что решившего для себя режиссера - на "Рассекая Волны". там Бесс-не-плачь жертвовала тварной плотью и не щадила ангельской души ради любви, проводником своим и поводырем избрав абсолютного Бога, здесь - Жюстина-глотай глядит на мир взглядом престарелого вола, писает на ухоженный газон и с размаху садится в эту лужу не для того даже, чтобы рассмеяться брейгелевскому миру дураков в лицо, а просто так, поерзать сладостно, руки опустив и очернив в траур фату. а все потому - вот уж сюрприз так сюрприз - прокис творог, умер бог. долго и непросто шел фон Триер к этой разгадке бытия и, конечно, счёл, что ничего интереснее этого вывода и не может быть. а раз бытие разгадано - пора бы его и устранить, ведь скучно, и душно, и нечему мозги занять. а ведь только вчера все было ой как интереснее - в мире "Антихриста" бога не было потому, что и быть его не могло, иначе мира этой истории не существовало бы тоже. и каково теперь?
вот так, из короли в вассалы - из чудовищных пограничных далей в житуху, где опротивевшие мещане пируют свое поражение, пьют божоле на верандах и верят в эту свою бессильную науку. ох, как свежо и остро будет дураков этих в калошах и без калош по стенке размазать - нате вам, кушайте. все хорошо, нормально даже - для поры, когда живот начал свисать из-за ремня, не тот пошел сенокос, а ответ - уж хоть какой бы - от Бергмана важнее ответа от Бога. легко оценить положенье и найти выход: Бергман есть, только умер, а Бог - ну, как-то непонятно, но умер тоже.
и в этом смысле "Меланхолия" - хороший, предостерегающий фильм для стареющих душой мальчиков. тех самых, что фырчат слюняво на пояс богородицы, но (ок, кавычки открываются) столь же слюняво нависают над планшетником джобса. так-то оно и бывает, говорит нам осоловевший Ларс и его девушка Данст: когда приходит разочарование, то инфантильное желание, чтобы собственная прелая тоска поглотила и расхряпала мир до молекул, будет сильным, стройным и красивым - таким, каким внешне выглядит фильм. такое вот оправдание сносной тяжести небытия, такое вот - катись в пизду родная хата - облегчение.
ну-ну.
P.S. характерный, хоть и банальный факт - в этом году случилось чрезвычайное обилие фильмов на тему конца света, и вот три из них - "Меланхолия", "Древо Жизни" и "Туринская Лошадь" - очень по-разному и интересно этот вопрос осветили. к двум последним я бы отсылал как раз за ответом на "а как надо?" - без мерзкой ухмылочки и печатью заправского остроумия на лице.
P.P.S. симметричный ответ на не этот текст, но дискуссию - тут.
|
</> |