«Обломов» как психологический роман
chitate_li — 12.02.2023Или несколько слов о композиции... Почему сцены в романе выстроены именно в таком порядке. Чем этот порядок мотивирован?
Прихожу к выводу, что так Гончаров глубже проникает в психологию героя, вскрывает причины, приведшие Обломова к дивану, а затем и к смерти. Сюжет, сконструированный подобным образом, позволяет автору написать психологический роман. Если же переставить сцены — получилось бы совсем другое произведение.
Начинающим писателям на заметку!
О том, как композиция может полностью поменять читательское восприятие — в посте О чём рассказ Бунина «Лёгкое дыхание».
«Обломов» на первый взгляд относится к прозе реалистической. В чудовищно растянутом прологе Гончаров ни словом не обмолвился, что пишет психологический роман. Конец хитрости положен, когда читатель добирается до «Сна Обломова». Тут-то и выясняется, что перед нами проза психологическая, а не гражданская, и в подтексте — не «призыв к борьбе против косности и застоя», как писала в свое время «Правда», а человек, потакающий своим слабостям, которому не хватает ни ума, ни сил собрать себя вместе. Классический случай депрессии. Возможно даже эндогенной, вызванной внутренними причинами, а не травмой. Чуть позже к депрессии добавились агорафобия и синдром деперсонализации:
В тесной толпе ему было душно; в лодку он садился с неверною надеждою добраться благополучно до другого берега, в карете ехал, ожидая, что лошади понесут и разобьют.
Не то на него нападал нервический страх: он пугался окружающей его тишины или просто и сам не знал чего — у него побегут мурашки по телу. Он иногда боязливо косится на темный угол, ожидая, что воображение сыграет с ним штуку и покажет сверхъестественное явление.
Во времена, когда писался «Обломов», депрессия (истерия) считалась женской болезнью. Мужчинам дозволялось скучать непродолжительное время, проблемы же следовало топить в вине, проигрывать в карты, а если становилось совсем невмоготу, можно было погибнуть на дуэли или на войне. Благо Российская империя недостатка в войнах не испытывала.
Илья Обломов с этой точки зрения исключение. Совсем еще молодой человек выбрал лежание на диване, и выбора своего не стеснялся, а, напротив, ухитрился даже объяснить его целесообразность друзьям и знакомцам, которые, как мы помним, последовательно посещают его квартиру и зовут в разные места. Парад друзей, кстати, здесь не случайно и призван показать, как удобно, уютно и покойно лежать дома в тепле. Вместо алкоголя, азартных игр и военных операций предлагается мирный и бюджетный вариант — диван.
Нет, есть еще, конечно, выход Штольца — активная, деятельная жизнь, работа на благо семьи, развитие и прочая. Но, положа руку на сердце, много вы знаете таких штольцев? Сумевших преодолеть инерцию, рутину и вредные привычки, с удовольствием спешащих на работу, имеющих любящую супругу и замечательных детей? Наверняка, чаще попадаются обломовы. Не вижу причин, почему в середине XIX века было по-другому.
В пользу того, что роман Гончарова — психологический, свидетельствуют подробные описания главных героев, данные через призму их поведения, а не внешности или бэкраунда, как это бывает в реалистических произведениях:
Не дай бог, когда Захар воспламенился усердием угодить барину и вздумает все убрать, вычистить, установить, живо, разом привести в порядок! Бедам и убыткам не бывало конца: едва ли неприятельский солдат, ворвавшись в дом, нанесет столько вреда. Начиналась ломка, падение разных вещей, битье посуды, опрокидыванье стульев; кончалось тем, что надо было его выгнать из комнаты, или он сам уходил с бранью и проклятиями,
К счастью, он очень редко воспламенялся таким усердием.
В «Обломове» нет выраженных конфликтов, повествование медленное, события предсказуемы. По темпу гончаровский роман сходен с тургеневским «Дворянским гнездом» и чеховскими пьесами. На мой взгляд, жанр «Обломова» как роман определен исключительно из-за объема, на самом же деле здесь скорее драма, пьеса. Да и основной тип речи в произведении — диалог.
Замедленное повествование и болтовня позволяют Гончарову сосредоточится на психологической стороне жизни, на героях и их поведении в предлагаемых обстоятельствах. Композиция романа, т.е. расположение сцен на сюжетной прямой, обусловлена тем же стремлением автора к психологизму.
В «Обломове», занявшем четыре с лишком сотни страниц, — крупных событий негусто, всего-то три штуки: знакомство Ильи Ильича с Ольгой, их последнее свидание, смерть героя. Остальное пространство занято мелочевкой: сценами из повседневного быта, описаниями и разговорами на несущественные темы. Парадоксально, но именно отсутствие «приключений» притягивает читателя к «Обломову». Переворачивая страницы, он словно лежит вместе с Ильей Ильичем на диване, ходит на кухню, заглядывает в кастрюли, наслаждается запахом готовящейся пищи, бранится с Захаром и мечтает о небесных кренделях. Написано так уютно (уютней, пожалуй, только у Агаты Кристи), что «выходить» из книги не хочется, так бы лежал и читал, читал, прихлебывая чай и закусывая свежеиспеченными пирожками.
Как Гончаров добивается такого эффекта? Благодаря двум вещам. Вещь первая — драматизация. Диалоги персонажей «Обломова» — ироничные, смешные, живые, их крайне интересно читать. Вещь вторая — умело построенная композиция.
Если вы заметили, завязка произведения (знакомство Обломова с Ольгой) происходит только во второй части романа (частей всего четыре), а всю первую и часть второй занимает экспозиция.
Экспозиция – вступительная часть произведения, где читатель знакомится с героями, местом и временем действия.
Благодаря длинному вступлению, к моменту завязки мы многое знаем о героях, а уж Обломов для нас — весь как на ладони.
С композиционно точки зрения примечателен «Сон Обломова», написанный и опубликованный, как известно, задолго до самого романа. Из «Сна» мы узнаем, почему Илья Ильич стал тем, кем стал — добродушным лентяем.
Любопытно, что про детство Обломова автор рассказывает нам в последнюю очередь. Сначала говорится про учебу в университете, про карьеру, и только потом про детство и отрочество. Зачем? Опять-таки, чтобы указать на причины его психологического состояния.
Опиши Гончаров сначала детство, юность, чиновничью карьеру и только потом нынешнее состояние Обломова, картина не вышла такой яркой. Не сложилась бы ясная уверенность в том, что лень Обломова — родом из детства. Впечатление не было бы таким сильным.
Между прочим, в экспозиции есть рассказ и о детстве Штольца, антипода Обломова. Рассказ этот лишний раз доказывает, что судьба закладывается в детстве. По крайней мере, так считает Гончаров. Верно это или нет с точки зрения современной психологии — другой разговор.
Психологические фокусы с композицией «Обломова» на этом не заканчиваются. Гончаров не только воздвигает гигантскую по размерам экспозицию, но и пролог помещает в самый конец романа. Пролог — это сцена, когда Штольц с приятелем встречают Захара, осиротевшего после смерти барина. О том, что вместо эпилога перед ним пролог, читатель узнает из последних строчек:
— Сейчас расскажу тебе, дай собраться с мыслями и памятью. А ты запиши: может быть, кому-нибудь пригодится.
И он рассказал ему, что здесь написано.
И снова вопрос: зачем Гончаров помещает пролог в конец?
Попробуем поставить его туда, где ему место, т.е. в самое начало и посмотреть, что получится.
Пролог (др.-греч. πρό-λογος «предисловие» от πρό «впереди, перед» + λόγος «слово, речь») — вводная часть, введение, но не стоит путать с предисловием. В отличие от предисловия, пролог всегда художествен.
Пролог существует как вступительная часть литературного и театрального произведения, которая предваряет общий смысл, сюжет или основные мотивы произведения. Он также может кратко излагать события, предшествующие основному действию (сюжету).
Итак, об Илье Ильиче нам пока ничего неизвестно, на сцене Захар, бывший его слуга, который, заливаясь соловьем, расхваливает барина. Выглядит все это наигранно, неестественно и неискренно. Даже гротескно. Знаем мы, как крепостные слуги «хвалят» своих господ. Другое дело, когда пролог стоит в конце, читатель в мельчайших подробностях знаком с Обломовым и печальной историей его падения. Захар искренне сожалеет, более того, скорбит о своей потере. Теперь, когда мы знаем всю предысторию, Илья Ильич предстает перед нами человеком кротким и добродушным, павшим жертвой слабого характера.
Вывод: простой сюжет Обломова на самом деле скрывает в себе психологические мотивы, и весь роман — проза психологическая. Композиция построена так, чтобы обнаружить психологию главного героя, заставить читателя сочувствовать ему и, как следствие, продолжить чтение.
А вы сочувствуете Обломову? В чем, по-вашему, заключается его проблема? Почему он не может встать с дивана?