Обыкновенный расизм: настоящее и будущее политической и цифровой дискриминации
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Авторы — Иван Ангуло , Евгений Типайлов
Источник: Международный дискуссионный клуб «Валдай»
Все теории превосходства так или иначе были призваны обеспечить этический и идеологический примат западного мира в рамках колониальной и неоколониальной политики. На этом основывается своеобразный «договор присоединения» к финансовой и политической инфраструктуре гегемона западного мира, основанной на жёсткой иерархии и предусматривающей подчинение национальных интересов интересам западного подхода к глобализации. Сегодня западному миру недостаточно культурного расизма для обоснования своей исключительности, пишут Иван Ангуло и Евгений Типайлов.
Задачи по захвату чужой земли и порабощению народов, проживающих на ней, которые во времена так называемой Эпохи великих открытий были поставлены перед собой западной, тогда ещё исключительного европейской, цивилизацией, требовали правового, этического и морального обоснования.
Одна из первых попыток осмысления права европейцев завоёвывать и порабощать туземцев принадлежит историографу Карла V и Филипа II Хуану Хинесу де Сепульведе , который изображал аборигенов как дикарей и варваров, чтобы, ссылаясь на Аристотеля, лишить их на этом основании всяких прав. В самом начале знаменитой конкисты выдвигался довод, что индейцы приносят человеческие жертвы и, соответственно, являются идолопоклонниками, каннибалами и преступниками. Весьма распространённой была ссылка на Аристотеля с его «Политикой» о том, что варварские народы «от природы – рабы».
Данная интерпретация негуманного аргумента Аристотеля основана, тем не менее, на определённом представлении о гуманности, а именно на представлении о более высокой человечности одних и, соответственно, меньшей человечности других.
Однако был и иной подход, выработанный христианскими теологами. Так, святой Августин говорил, что аборигены – люди и обладают бессмертной душой. Окончательное утверждение этого принципа связывают с Франсиско де Виторией, который в своих «Лекциях» отвергает указанный выше аргумент древнегреческого классика как языческий и заключает, что «народы пусть и варварские, однако человеческие». Де Витория, таким образом, уравнивает нехристиан к христианам в международно-правовом отношении, но… Почему-то западная мысль всегда требует этого «но».
Вопреки кажущейся логике, де Витория не объявляет великую испанскую конкисту чем-то несправедливым. Наоборот, он использует аргументацию о «справедливой войне» для достижения совершенно обратного результата.
Согласно де Витории, если варвары преступают законы гостеприимства, противодействуют свободным миссиям, свободной торговле и свободной пропаганде, то они нарушают соответствующее jus gentium право испанцев. Если мирные увещевания не приносят пользы, это повод для «справедливой войны», что, свою очередь, даёт основание для аннексии, оккупации и покорения американских народов. Не говоря уже о праве испанцев осуществлять интервенцию для защиты индейцев, уже обращённых в христианство.
Несмотря на известный прогресс в понимании гуманизма, подобные моральные дилеммы не оставляют и современный западный мир. При этом в результате иммиграционных процессов, ставших результатом деколонизации, вопрос равенства представителей разных народов больше не является исключительно проблемой оправдания новых завоеваний и сохранения зависимости, так как в текущем историческом моменте эти задачи решаются иными, преимущественно экономическими инструментами.
Теперь это практический вопрос возможности сосуществования представителей разных народов в рамках одного государства или наднационального образования. Политика мультикультурализма пыталась решить эту проблему, однако, как убедительно показано в статье Кенана Малика в Foreign Affairs под названием «Крах мультикультурализма» и в книге Тило Саррацина «Германия: самоликвидация», она успехом не увенчалась.
В каком-то смысле эти выводы лишь подтверждают корректность оценки американского антрополога Джеймса Морриса Блаута, заявившего в своей статье «Теория культурного расизма», что культурный расизм заменил биологическую концепцию «белой расы» и представляет собой теорию не расового, а культурного превосходства.
В своей работе Блаут проследил эволюцию идей расизма, отмечая среди прочего религиозный расизм. При этом заметим, что в развитии данного явления имеется некоторая «гуманизация». Трудно сказать, насколько это осмысленный процесс, но на протяжении всей истории западная цивилизация, определяя свой подход к объёму понятия «человек», как будто одновременно следует в двух направлениях.
Полностью: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/obyknovennyy-rasizm/