Обыкновенный расизм: настоящее и будущее политической и цифровой дискриминации

топ 100 блогов myusokolovclub20.01.2024

Авторы — Иван Ангуло , Евгений Типайлов

Источник: Международный дискуссионный клуб «Валдай»

Все теории превосходства так или иначе были призваны обеспечить этический и идеологический примат западного мира в рамках колониальной и неоколониальной политики. На этом основывается своеобразный «договор присоединения» к финансовой и политической инфраструктуре гегемона западного мира, основанной на жёсткой иерархии и предусматривающей подчинение национальных интересов интересам западного подхода к глобализации. Сегодня западному миру недостаточно культурного расизма для обоснования своей исключительности, пишут Иван Ангуло и Евгений Типайлов.

Задачи по захвату чужой земли и порабощению народов, проживающих на ней, которые во времена так называемой Эпохи великих открытий были поставлены перед собой западной, тогда ещё исключительного европейской, цивилизацией, требовали правового, этического и морального обоснования.

Одна из первых попыток осмысления права европейцев завоёвывать и порабощать туземцев принадлежит историографу Карла V и Филипа II Хуану Хинесу де Сепульведе  , который изображал аборигенов как дикарей и варваров, чтобы, ссылаясь на Аристотеля, лишить их на этом основании всяких прав. В самом начале знаменитой конкисты выдвигался довод, что индейцы приносят человеческие жертвы и, соответственно, являются идолопоклонниками, каннибалами и преступниками. Весьма распространённой была ссылка на Аристотеля с его «Политикой» о том, что варварские народы «от природы – рабы».

Данная интерпретация негуманного аргумента Аристотеля основана, тем не менее, на определённом представлении о гуманности, а именно на представлении о более высокой человечности одних и, соответственно, меньшей человечности других.

Однако был и иной подход, выработанный христианскими теологами. Так, святой Августин говорил, что аборигены – люди и обладают бессмертной душой. Окончательное утверждение этого принципа связывают с Франсиско де Виторией, который в своих «Лекциях» отвергает указанный выше аргумент древнегреческого классика как языческий и заключает, что «народы пусть и варварские, однако человеческие». Де Витория, таким образом, уравнивает нехристиан к христианам в международно-правовом отношении, но… Почему-то западная мысль всегда требует этого «но».

Вопреки кажущейся логике, де Витория не объявляет великую испанскую конкисту чем-то несправедливым. Наоборот, он использует аргументацию о «справедливой войне» для достижения совершенно обратного результата.

Согласно де Витории, если варвары преступают законы гостеприимства, противодействуют свободным миссиям, свободной торговле и свободной пропаганде, то они нарушают соответствующее jus gentium право испанцев. Если мирные увещевания не приносят пользы, это повод для «справедливой войны», что, свою очередь, даёт основание для аннексии, оккупации и покорения американских народов. Не говоря уже о праве испанцев осуществлять интервенцию для защиты индейцев, уже обращённых в христианство.

Несмотря на известный прогресс в понимании гуманизма, подобные моральные дилеммы не оставляют и современный западный мир. При этом в результате иммиграционных процессов, ставших результатом деколонизации, вопрос равенства представителей разных народов больше не является исключительно проблемой оправдания новых завоеваний и сохранения зависимости, так как в текущем историческом моменте эти задачи решаются иными, преимущественно экономическими инструментами.

Теперь это практический вопрос возможности сосуществования представителей разных народов в рамках одного государства или наднационального образования. Политика мультикультурализма пыталась решить эту проблему, однако, как убедительно показано в статье Кенана Малика в Foreign Affairs под названием «Крах мультикультурализма» и в книге Тило Саррацина «Германия: самоликвидация», она успехом не увенчалась.

В каком-то смысле эти выводы лишь подтверждают корректность оценки американского антрополога Джеймса Морриса Блаута, заявившего в своей статье «Теория культурного расизма», что культурный расизм заменил биологическую концепцию «белой расы» и представляет собой теорию не расового, а культурного превосходства.

В своей работе Блаут проследил эволюцию идей расизма, отмечая среди прочего религиозный расизм. При этом заметим, что в развитии данного явления имеется некоторая «гуманизация». Трудно сказать, насколько это осмысленный процесс, но на протяжении всей истории западная цивилизация, определяя свой подход к объёму понятия «человек», как будто одновременно следует в двух направлениях.

Полностью: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/obyknovennyy-rasizm/

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
"Выездной туризм ежегодно (!) вытаскивает из российской экономики 3,5 - 4 трлн рублей (если верить источнику, 50 млрд. евро -- М. С.). Это вдвое больше, чем пресловутый "вывоз капитала олигархами". Бедно жить не запретишь. Хорошо гуляет рванина на иностранных хлебах!... Растаскивание ...
Центральное телеграфное агентство КНДР (ЦТАК) сообщило о том, что северокорейское лекарство «Кымдан-2» спасает от вируса Эболы, коронавируса ближневосточного респираторного синдрома (MERS) и СПИДа. Лидер партии справедливоросов Сергей Миронов считает, что запад рано похоронил КН ...
«Я сейчас не говорю Киев. На самом деле нужно брать даже не Берлин, нужно его пройти и взять Британию всю как таковую. Все зло нашей российской судьбы — это англосаксы», — сказал глава ДНР. По словам Захарченко, «если мы его возьмем, то по всем нашим предсказаниям, наступит золотой ...
Вероятно, позабывали уже, что в 2020 году еще даже летом все эти СМИ "прогнозировали", что, типа, после "пандемии" в 2021 году начнется "восстановление экономики" (?) Ну и вот он пришел -- желанный 2021 года, -- и... Вот как думаете, это самое "восстановление экономики" в 2021 года по ...
19-20 декабря 2015 года, гор. Московский Уважаемые коллеги! Уважаемые гости! Уважаемые граждане России! Я сердечное признателен Валерию Васильевичу Борщеву, Виктору Леонидовичу Шейнису и Сергею Адамовичу Ковалеву за выдвижение моей кандидатуры на должность председателя Российской об ...