Объективация
mirish — 05.10.2017Поговорила с мужем за объективацию. Инетресна была мужская точка
зрения.
Поводом послужил пост моей знакомой: она опубликовала фотографию, и
какой-то комментатор, восхищаясь, сказал, что от нее веет теплом и
уютом. И был забанен. За объективацию.
Поводом для бана послужили конкретно гендерные стереотипы "женщина
-- это тепло и уют, вы прекрасны, потому что от вас веет теплом и
уютом, как должно веять от женщины". Автор поста подумала "ну
нафиг" и забанила. Все понятно. Мне, как женщине, понятно, почему
другая женщина не хочет, чтобы на нее вешали своих гендерных
крокодильчиков, как в том анекдоте про психа и доктора. Она
воспринимает себя иначе. Ценит в себе другое. Зачем ей общение с
человеком, который видит в ней "уютную и теплую"? Кто-то
воспринимает это спокойнее (я вот, например, снисходительнее),
кто-то вообще не фильтрует, где его объективируют, и воспринимает
это как комплимент, но в целом тенденция налицо: женщины восстают
против гендерной объективации.
Стало интересно: а каково мужчинам, когда объективируют их?
Я помню фильм "Фантастическая пицца", где одна из героинь все
время хотела секса со своим парнем (казалось бы, прекрасно),
ставила его этим в неловкие ситуации, игнорировала его
эмоциональные потребности, отказывалась выйти замуж, -- в
общем, вела себя "как мужик". В итоге парень предъявил ей
претензию, что она воспринимает его только как член. Он
почувствовал себя объективированным, и ему это было обидно. И
я сама знаю случаи, когда мужчине было мало такого восприятия,
когда ему было важно, чтобы женщина была им эмоционально увлечена.
Но в целом для меня очевидно, что мужчины к сексуальной
объективации относятся несказанно проще. Видимо, потому, что она им
ничем не грозит. Ни социальной дискриминацией, ни сексуальным
изнасилованием. И здесь между мужчинами и женщинами, я считаю,
пропасть глубиною во всю историю человеческой цивилизации. Во всю
историю, когда женщина была человеком второго сорта и оценивалась,
как лошадь, по статям.
Добавлю от себя, что для меня сексуальная объективация выглядит
частным случаем объективации вообще. Когда я навязываю мужчине
образ рыцаря, который должен выполнять все мои желания, это
тоже объективация. Я проецирую на него свои желания и не вижу в нем
настоящего человека. Понятно, что когда мужчина влюблен, он рад
соответствовать запросам дамы, а уж когда это отвечает и его личным
потребностям (заслужить любовь женщины, проявить свою смелость,
показать себя молодцом и проч.) -- то тут на первых порах царит
полная гармония. Гармония распадается, когда человек вдруг
понимает, что его используют, и что другие его потребности, кроме
как потребность проявлять мужественность и рыцарственность в
угодном даме режиме, -- игнорируются.
Какой мужчина не мечтает о том, чтобы женщина каждый день
встречала его в красном белье и тащила в постель? Ему плевать
на объективацию. Но если женщина при этом не заботится о нем в быту
и равнодушна к его эмоциональным запросам, -- как он себя
почувствует со временем?
Словом, муж сказал следующее: да, среднестатистический мужчина не
видит проблемы в объективации. Он не видит никакой угрозы в ней для
себя, когда речь об общении в интернете или коротком знакомстве. В
17 лет он рад объективации, потому что это означает: сейчас будет
секс! Все остальное неважно. Когда он влюблен, он рад
объектитвации, потому что это означает 1) сейчас будет секс 2) я
нравлюсь, я нужен! В остальных случаях объективация тешит его
самолюбие, подтекст не воспринимается, глубокая рефлексия вроде
"Хвалят мои длинные ноги, но как же моя душа?" -- отсутсвует, тем
более отсуствует опция выявления двойного дна, вроде: "И не такой
уж я накаченный, как мне тут говорят! Наверняка они заметили, какой
я дрищ, просто хотят сделать приятное!" --- мой муж подтверждает
миф о простоте мужчин и о их прямом восприятии любого комплимента
(вот этот пункт вызывает у меня сомнение, хаха! я не раз слышала от
мужчин аналог женского "нет, вы все пытаетесь меня успокоить, но
я-то знаю, что я толстая, толстая!").
Так или иначе, среднестатистический мужчина воспринимает
сексуальную объективацию позитивно, как и любую другую. И открывает
все ее подводные камни только в длительных отношениях. Если вообще
понимает, что произошло. Поэтому ему страшно сложно понять женскую
логику. Я желанен, это ок. Ты желанна, что не так??
Не объективировать, то есть не воспринимать привлекательную
женщину как сексуальный объект, мужчина не может. Ну, не может. И
это не ограничивается "ух ты, какая задница", а, взаивсимости от
психологического и культурного багажа мужчины, может простираться и
до "какая вы милая и уютная, вы так похожи на мою мамочку, возьмите
же меня на ручки и дайте грудь". Мы не властны над нашими
проекциями -- они есть. Но мужчина может учиться обращаться с этими
проекциями. Например, не хватать за задницу мужчины учатся, как
правило, довольно рано. Не говорить сразу то, что в голову пришло
-- несколько дольше. Уважать в женщине другого человека и
учитывать,ч то ей может быть неприятно, когда в ней видят попу,
грудь и маму, то есть делать допущение, что она -- совсем не такая,
как ты, -- это навык, который приобретается. И это говорит о том,
что мужчина не застрял на всю жизнь на уровне подростка.
Объективировать -- проще. Это всем проще. (Я уверена, что
большинству людей вообще проще, когда их объективируют, просто одну
объективацию они воспринимают как неудобную и отсекают, а другой
пользуются.) Поэтому большинство остается на этом уровне и
настаивает на этом уровне общения, нарушая чужие границы и не
понимая, за что получает по морде. Объективация мужчин, как я
упоминала выше, тоже существует и это тоже "нижний уровень
коммуникации". "Все мужики козлы, всем им одного надо" -- это тоже
объективация. Нежелание видеть в мужчине человека.
Но тут я должна сделать одно замечание. Когда речь о чисто
сексуальной объективации, мужчины к ней в основном лояльны (и да,
это отличная почва для женских манипуляций). Но я знаю примеры,
когда мужчина на подлете отсекает другие гендерные манипуляции. "Э,
вот не надо говорить мне, что я герой. Я не герой. Я не поеду щас
среди ночи в Париж искать тебе бриллиантовые подвески, я хочу спать
и мне завтра на работу". Я не знаю случая, когда мужчина забанил бы
женщину за то, что она прокоментирвоала его фото в духе типичной
женской проекции: "От вас так и веет духом странствий и героизмом,
сразу видно, что вы настоящий рыцарь, все можете и готовы на все
ради женщины", но, думаю, не все на это издадут радостное "Да,
детка, я такой!" Если пристуствует определенный уровень уважения к
себе, то хочется, чтобы тебя высоко оценивали за твои реальные
качества. Хочется. чтобы видели тебя, а не проекцию. И проекция не
вызывает бурного восторга.
Объктивация -- всегда палка о двух концах. Когда я объективирую, я
тоже перестаю быть субъектом. Если мужчина считает, что любую
женщину можно купить, за этим стоит "Я не уверен в своей
способности просто заслужить любовь женщины, лучше я буду кошельком
на ножках". Когда мужчина воспринимает женщину как вагину, то себя
он в этот момент ощущает тоже членом. Если это понимать, то в ряде
случаев (не всегда, конечно) охота объективировать пропадает.
А вообще резюме этого поста такое: все мы люди, все мы
объективируем, нужно учиться управлять процессами, если мы хотим
чего-то больше, чем быть друг для друга предметами.
|
</> |