Об управлении, свободе и вечности

топ 100 блогов Сообщество "Философия"24.02.2011

Большинство задач, которые мы решаем – это задачи моделирования и изменения будущего.

Они могут быть просты как, например,  управление автомобилем, или сложны как геополитическая борьба. И всегда в решении таких задач есть три составляющие – мы оцениваем настоящее,  пытаемся предвидеть будущее и, при необходимости, корректируем его,  за счет изменений настоящего. Я оцениваю положение автомобиля – я понимаю, где он окажется через N секунд -  я рассчитываю маневр и поворачиваю руль.

Способность предвидеть и точность прогнозов мы связываем со знанием законов изменения или движения  того, чем пытаемся  управлять.

Эта схема для нас очевидна, вся наша жизнь состоит из множества таких проектов по достижению каких-то более или менее отдаленных во времени целей и мы с уверенностью говорим, что прошлое однозначно определяет будущее. Главной проблемой планирования и управления будущим оказывается немыслимая сложности картины, огромное количестве факторов, которые нужно учесть для точного прогноза и для расчета управляющих воздействий.

Мы представляем мир как бесчисленное множество вариантов (дорог) будущего расходящихся из каждого мгновения прошлого, а историю – как случайную  реализацию последовательности событий, которая вполне могла бы быть другой.

Но в этой картине скрыт парадокс. С одной стороны – будущее предопределено прошлым и складывается из бесчисленного числа песчинок-причин, а с другой - в наших проектах мы успешно меняем это будущее в соответствии со своими целями. Ведь в проектах  и будущее и все промежуточные состояния предопределены целями этих проектов и варианты причино-следственных цепочек в этом случае не расходятся веером, а сходятся в точке нашей цели. Иными словами – прошлое,в границах проекта предопределено его замыслом или целевой картиной будущего.  

Мы не задумываемся об этом парадоксе. Идея стрелы времени, постоянного движения всего из определенного прошлого в неопределенное будущее кажется аксиомой. А наша проектная деятельность кажется частным случаем, маленькой воронкой в грандиозной реке времени.

Мы продолжаем изучать законы этого движения, определяем новые причины причин безуспешно пытаясь добиться большей точности предсказаний и управления. Задыхаемся от немыслимой сложности  описания физического мира в деталях и продолжаем дробить «атомы нашего понимания».

Но почему мы лишаем окружающий нас мир права на осмысленность, почему не допускаем, что его движение подчинено цели? И к чему приведет нас мысль о том, что мировое движение не случайно, но имеет цель?

Во-первых, мы сразу же приходим к признанию Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым, что совершенно не по-марксистски.

А во-вторых мы приходим к иному пониманию иерархии законов мироустройства. Если раньше, в «бессмысленной вселенной» все строилось снизу верх и в основе всего лежали законы движения и взаимодействия самых простых и мельчайших элементов, то в «осмысленной вселенной» физические законы и само время, вообще – все является ресурсами «проекта», все задумано и устроено именно так, а не иначе для достижения какой-то цели. И в этом случае иерархия строится сверху вниз. Высокоуровневые идеи и законы, отражающие Замысел, предопределяют историю, а физическое устройство оказывается декорацией, средой и средством реализации замысла Творца.

И такое «ненаучное»  понимание мироустройства мы встречаем во всех культурах и религиях.  Даже в наши «просвещенные времена» огромное число людей разделяют мысль о том, что нравственные  законы, данные в заповедях, пророчествах и откровениях, в крайнем случае – неизвестно откуда взявшиеся в нашем сердце, определяют судьбы людей, народов и вообще – всего мира. Если мы «прежде ищем правды Божией», то «все остальное прикладывается нам», если прежде ищем «все остальное» теряем то ,что имеем...

Как уживаются в нас эти две, на первый взгляд взаимо-исключающие, модели? Возможно, противоречий здесь нет, ведь нас, например, не смущает мысль о том, что ценность картины художника определяется не физикой и химией красок, а творческим замыслом и талантом автора.

Эти два уровня понимания – физический (временной) и духовный (вечный)   не пересекаются и не конфликтуют. Конфликтуем только мы сами. Человеку «научно - физическому»  вечное кажется выдумкой и абстракцией, а человеку «духовному»  низведение человека до уровня «временно-физического» кажется проявлением крайней ограниченности или даже болезни.

Еще одно важное следствие допущения об «осмысленности всего». Наше будущее  зависит и от нас и от замысла Творца.  Наша свобода и возможность выбора позволяют думать о том, что мы не только материал, но, в какой-то степени, соучастники реализации Замысла.  Вероятно, полнее всего это понимание раскрыто в Христианстве, которое дает человеку смелость и радость обратиться к Богу как к отцу – «Отче наш…». А задача «управления будущим» получает два решения – «да будет воля Твоя» или «Я хочу». Первый вариант дает мир и свободу богообщения,  второй - несвободу и яд гордого одиночества. Еще точнее – первый вариант освобождает нас от страха и необходимости управлять будущим и дарит это будущее целиком, щедро насыпая нам, как детям, полные пригоршни свободы.  А второй - оставляет нас наедине со  смертью, к которой ведут все дороги, кроме той, которую мы оставили.

К сожалению, почти все рецепты исправления нашего ближайшего будущего, которых так много в СМИ, в курилках или в Гайдпарке, предлагают быстрое получение результата, то есть нового качества, за счет перемены мест слагаемых в картине настоящего.

Мы добиваемся порядка и законности, переименовывая милицию в полицию, делаем детей счастливее за счет изменений в гражданском и уголовном кодексах, боремся с воровством, увеличивая зарплату воров…

И почти не слышно голосов, предлагающих умерить свои аппетиты и амбиции, вернуть достоинство обыкновенному маленькому, но доброму и честному человеку, искать и исправлять недостатки не в других, а в себе, наконец – просто помогать друг другу и любить друг друга.

Мы требуем «сделайте, дайте, обеспечьте, верните…» Мы хотим получить все это быстро. Мы хотим, чтобы было «как Нам нужно». А если не получается – говорим, что нужно еще сильнее требовать.  Мы все реже вспоминаем слова «на, возьми, это тебе…».  И почти забыли слова «да будет воля Твоя…»

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Художник Клим Новосельцев гонит всякую хтонь, но мне эта хтонь мила. Кто-то вспомнит "Кысь" - роман мамы Татьяныча (и я вспомнил), но мне и без всякой "Кыси" (которую я не дочитал) сны в таких декорациях снятся, причём, это не кошмары. Эта напоминает мне картину Лучишкина "Шар ...
В Москве 30 мая состоялся восьмой Парад Невест, в котором приняли участие более 150 невест, одетых по последнему слову свадебной моды.1. .2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. "Вот так сделай! Дааа!"24. 25. Ом-ном-ном! <center><a ...
Это-то и ужасно!!! ужасно, мужик а тоже лезет в гимназию! Красная панорама, № 1, ...
Вице-премьер Сербии и экс-глава национальной спецслужбы Александар Вулин заявил о том, что республика серьезно относится к предупреждениям России о попытках реализовать в стране госпереворот, но сербское руководство не позволит "отдать власть бандитам". "Москва предупредила нас о ...
Возвращаюсь к загадочной иллюстрации в журнале "Фотограф-любитель", №11 за 1907 год. Я разместил это фото во многих сообществах и только одна Анна mycruises смогла опознать вид! Результат для меня оказался одновременно разочаровывающим, шокирующим и поучительным. ...