Об управлении, свободе и вечности
Сообщество "Философия" — 24.02.2011Большинство задач, которые мы решаем – это задачи моделирования и изменения будущего.
Они могут быть просты как, например, управление автомобилем, или сложны как геополитическая борьба. И всегда в решении таких задач есть три составляющие – мы оцениваем настоящее, пытаемся предвидеть будущее и, при необходимости, корректируем его, за счет изменений настоящего. Я оцениваю положение автомобиля – я понимаю, где он окажется через N секунд - я рассчитываю маневр и поворачиваю руль.
Способность предвидеть и точность прогнозов мы связываем со знанием законов изменения или движения того, чем пытаемся управлять.
Эта схема для нас очевидна, вся наша жизнь состоит из множества таких проектов по достижению каких-то более или менее отдаленных во времени целей и мы с уверенностью говорим, что прошлое однозначно определяет будущее. Главной проблемой планирования и управления будущим оказывается немыслимая сложности картины, огромное количестве факторов, которые нужно учесть для точного прогноза и для расчета управляющих воздействий.
Мы представляем мир как бесчисленное множество вариантов (дорог) будущего расходящихся из каждого мгновения прошлого, а историю – как случайную реализацию последовательности событий, которая вполне могла бы быть другой.
Но в этой картине скрыт парадокс. С одной стороны – будущее предопределено прошлым и складывается из бесчисленного числа песчинок-причин, а с другой - в наших проектах мы успешно меняем это будущее в соответствии со своими целями. Ведь в проектах и будущее и все промежуточные состояния предопределены целями этих проектов и варианты причино-следственных цепочек в этом случае не расходятся веером, а сходятся в точке нашей цели. Иными словами – прошлое,в границах проекта предопределено его замыслом или целевой картиной будущего.
Мы не задумываемся об этом парадоксе. Идея стрелы времени, постоянного движения всего из определенного прошлого в неопределенное будущее кажется аксиомой. А наша проектная деятельность кажется частным случаем, маленькой воронкой в грандиозной реке времени.
Мы продолжаем изучать законы этого движения, определяем новые причины причин безуспешно пытаясь добиться большей точности предсказаний и управления. Задыхаемся от немыслимой сложности описания физического мира в деталях и продолжаем дробить «атомы нашего понимания».
Но почему мы лишаем окружающий нас мир права на осмысленность, почему не допускаем, что его движение подчинено цели? И к чему приведет нас мысль о том, что мировое движение не случайно, но имеет цель?
Во-первых, мы сразу же приходим к признанию Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым, что совершенно не по-марксистски.
А во-вторых мы приходим к иному пониманию иерархии законов мироустройства. Если раньше, в «бессмысленной вселенной» все строилось снизу верх и в основе всего лежали законы движения и взаимодействия самых простых и мельчайших элементов, то в «осмысленной вселенной» физические законы и само время, вообще – все является ресурсами «проекта», все задумано и устроено именно так, а не иначе для достижения какой-то цели. И в этом случае иерархия строится сверху вниз. Высокоуровневые идеи и законы, отражающие Замысел, предопределяют историю, а физическое устройство оказывается декорацией, средой и средством реализации замысла Творца.
И такое «ненаучное» понимание мироустройства мы встречаем во всех культурах и религиях. Даже в наши «просвещенные времена» огромное число людей разделяют мысль о том, что нравственные законы, данные в заповедях, пророчествах и откровениях, в крайнем случае – неизвестно откуда взявшиеся в нашем сердце, определяют судьбы людей, народов и вообще – всего мира. Если мы «прежде ищем правды Божией», то «все остальное прикладывается нам», если прежде ищем «все остальное» теряем то ,что имеем...
Как уживаются в нас эти две, на первый взгляд взаимо-исключающие, модели? Возможно, противоречий здесь нет, ведь нас, например, не смущает мысль о том, что ценность картины художника определяется не физикой и химией красок, а творческим замыслом и талантом автора.
Эти два уровня понимания – физический (временной) и духовный (вечный) не пересекаются и не конфликтуют. Конфликтуем только мы сами. Человеку «научно - физическому» вечное кажется выдумкой и абстракцией, а человеку «духовному» низведение человека до уровня «временно-физического» кажется проявлением крайней ограниченности или даже болезни.
Еще одно важное следствие допущения об «осмысленности всего». Наше будущее зависит и от нас и от замысла Творца. Наша свобода и возможность выбора позволяют думать о том, что мы не только материал, но, в какой-то степени, соучастники реализации Замысла. Вероятно, полнее всего это понимание раскрыто в Христианстве, которое дает человеку смелость и радость обратиться к Богу как к отцу – «Отче наш…». А задача «управления будущим» получает два решения – «да будет воля Твоя» или «Я хочу». Первый вариант дает мир и свободу богообщения, второй - несвободу и яд гордого одиночества. Еще точнее – первый вариант освобождает нас от страха и необходимости управлять будущим и дарит это будущее целиком, щедро насыпая нам, как детям, полные пригоршни свободы. А второй - оставляет нас наедине со смертью, к которой ведут все дороги, кроме той, которую мы оставили.
К сожалению, почти все рецепты исправления нашего ближайшего будущего, которых так много в СМИ, в курилках или в Гайдпарке, предлагают быстрое получение результата, то есть нового качества, за счет перемены мест слагаемых в картине настоящего.
Мы добиваемся порядка и законности, переименовывая милицию в полицию, делаем детей счастливее за счет изменений в гражданском и уголовном кодексах, боремся с воровством, увеличивая зарплату воров…
И почти не слышно голосов, предлагающих умерить свои аппетиты и амбиции, вернуть достоинство обыкновенному маленькому, но доброму и честному человеку, искать и исправлять недостатки не в других, а в себе, наконец – просто помогать друг другу и любить друг друга.
Мы требуем «сделайте, дайте, обеспечьте, верните…» Мы хотим получить все это быстро. Мы хотим, чтобы было «как Нам нужно». А если не получается – говорим, что нужно еще сильнее требовать. Мы все реже вспоминаем слова «на, возьми, это тебе…». И почти забыли слова «да будет воля Твоя…»
|
</> |