Об отношении к победе
flinter_ab — 11.05.2013 Многие задавались и задаются вопросом, почему в последние годы находится все большее число людей, нелепо, глупо, да что там – порой просто чудовищно переоценивающих значимость Победы в Великой Отечественной и всего вокруг. Я не беру эпатажного дизайнера Лебедева, который в своем нонкомформизме откажется даже умирать, потому что все это делают. Не беру оглашенных вроде Сванидзе и прочих, у которых свои счеты, истинные или мнимые.Чем для меня была победа? Прежде всего – это мои два деда и их медали. По этим кругляшкам "За освобождение …" я мог изучать географию. Для меня это были их рассказы, в основном веселые, хотя одного из них иногда прорывало на подробности. Так я узнал про то, что немецкие гранаты удобны, когда их кидают салаги, потому как ручки длинные, и их можно выкинуть обратно из оврага, где моего деда-танкиста, пошедшего с разведчиками смотреть пути для прохода техники, прижали немцы. Про то, что те же танкисты предпочитали зачастую ночевать в танках, а не в избах, потому что один раз, когда пришлось заночевать в хате в недавно освобожденной деревне, потом пришлось бриться наголо и везде – запаршивели. Люди немцами были доведены до страшного состояния.
Война для меня и моя бабушка, всю Блокаду проработавшая в Ленинграде на Кировском заводе. Она родила двух дочерей потом, но ей Блокада аукнулась параличем половины тела потом. А ее сестра в, как она говорила, принудительном порядке назначенная добровольцем была связисткой сначала в том же Ленинграде, а потом и в наступающих войсках. Тоже успела много рассказать, например, о своей подруге-медсестре, вытащившей с нейтральной полосы разведчика. Так ее разведвзвод отблагодарил стаканом чистого спирта, срубившего молодую девицу аки березку бульдозером. И когда она на утро проснулась, глотнула водички, ее догнала вторая порция. Пришедший посмотреть на героиню генерал так и обнаружил ее, дрынущую в окопе. Представление к медали получила проспавшись только.
Так вот, для меня победа и ее цена – это рассказы, пусть обрывочные, пусть смягченные, но живых, близких мне людей. А сейчас выросло поколение, успевшее даже частично родь следующее, для которых эта война – кадры из кинофильмов, в том числе мудацких, вроде творений Михалкова, и строчки в Википедии. Они не видели ветеранов на 9 мая. Тогда, когда их было много. Они не поздравляли своих дедушек, у которых от этих поздравлений глаза на мокром месте были.
И вот они и рассуждают о том, что воевали не так, как в контрстрайке. Оправдывают Власова, чуть ли не обвиняют злодейское советское руководство даже не в развязывании войны, а в доведении до самоубийства канцлера Германии. И вновь всплывает тема "двух миллионов изнасилованных немок", прочая ахинея. Нынешние студенты рассуждают о заградотрядах, о том, что без пулеметов за спиной никого воевать было не заставить.
Есть и обратная сторона: ведь иным молодым сейчас абсолютно пофигу, что праздновать. Они нажрутся хоть по поводу 9 мая, хоть по поводу выигрыша футбольной сборной.
Увы, процесс это, похоже, неизбежный. И попытки закрепить хотя бы какое-то почтение в традиции (георгиевские ленточки – суть те же английские маки) проваливаются по многим причинам. Глупо сейчас требовать от каждого назвать сходу, например, "десять сталинских ударов" или даты основных операций Курской битвы, но этого ведь и не надо. Достаточно лишь уважения к своей истории и памяти своих предков. Как этого добиться? Я не в курсе.
|
</> |