Об одной педагогической ошибке. Или двух


В ранней юности занесло меня в странный кружок художественного слова - близкий к театральному, но упор делался на элегантное чтение текста с петербуржским произношение. Не иначе как дикторов готовили.
Преподавательницу этого слова (назовём её А) я тихо обожала. Она таки умела вложить уверенность, что ты занят интересным, настоящим и совершенно взрослым делом. Разыгрывали сценки, отрабатывали дикцию, просто играли; потом выбирали подходящее стихотворение или отрывок в прозе и начинали работать с ним, полируя жесты и интонацию. Я и сейчас могу вспомнить, как следовало читать стих про Клавины завитушки (боги, боги мои, как изменились нравы с тех пор! Дреды и антоцианин, Агния Львовна, а не завитушки эти ваши жалкие!)
Нужно было выйти, обвести взглядом зал и ясно сказать:
- Без конца вздыхала Клава:
- Если б я была.. (три плавных шага вперёд, по одному на слово, пауза) кудрява.. (жест рукой в сторону и вверх, пауза - и так далее.)
Так прошло четыре более или менее счастливых года. Были большие залы и маленькие залы, грим, валерьянка, аплодисменты, а после - "острова - усталость и сон, как успех, полёт невесом."
А потом кружок расформировали. Единственный (гораздо более пафосный) аналог существовал во Дворце Пионеров и просто так записаться туда было нельзя: проводились вступительные экзамены и конкурс был довольно большой. Я читала хорошо отработанную "Ворону и лисицу", сильно нервничала, но комиссия (пять очень серьёзных людей в возрасте) отнеслась к моему выступлению вполне благожелательно. Улыбались, под конец даже кто-то сдержанно засмеялся. Меня взяли.
Новая преподавательница, помоложе (назовём её Б) не выражала восторга по поводу моего чтения, считая его неестественным.
- Это ты читала с жестами на вступительном? - спросила она. (Я подтвердила.) - Не надо так делать, ты как кукла.
- Но всем же понравилось, они смеялись, - растерялась я.
- Понимаешь, это не над стихотворением, а над тобой смеялись, - объяснила Б.
Я отзанималась по инерции ещё месяц, а потом ушла, больше никогда не возвращалась к художественному слову и ни разу об этом не пожалела. Жалела о другом: что не ушла сразу непосредственно после этого разговора. Хотя более чем вероятно, что Б была права.
|
</> |