Об эгоцентрическом мышлении (из эксперимента Алисы)
who_stole_tarts — 08.10.2022 -Лун, сколько у тебя братиков?Айлунг (4 года 1 месяц):
*молчит*
-Фуся, сколько у тебя братиков?
Фейлунг (2 года 7 месяцев):
-Три!
Айлунг:
_Да, три!
-Фуся, а у Алисы сколько братиков?
*молчит*
_Лун, сколько братиков у Алисы?
-Три!
Вроде, все по Выготскому и Пиаже, ребенок не понимает, что он тоже братик. Если бы не одно "но".
Уточняющий вопрос:
-Лун, а кто у Алисы братики?
- Хемик, я и Фуся!
-Ты никого не забыл?
-Тесейка! Тогда четыре.
Итак, что нам показывает этот пример? Во-первых, ребенок двух лет воспринимает и оперирует цифрами именно как абстракцией, причем абстракцией осмысленной. В эксперименте не отражено, но он считает подушки, машинки, дерется с братом, если у того четыре машинки, а у него только три :) Во-вторых, четырехлетний ребенок прекрасно понимает, что он тоже братик,что считается практически невозможным в классической возрастной психологии. Важно также, что без уточняющего вопроса это было бы невозможно установить.
Дополнительно способность двухлетнего ребенка оперировать понятием числа подтверждает пример.
Фейлунг утром собирает гору подушек, ложится на них, говорит:"мама, я сплю на пять подушек".
Мама говорит:"отдай, пожалуйста, маме одну?"
Фейлунг:"нет, тогда у меня будет только три подушки".
В счете он ошибся, но если бы его попросили пересчитать, он бы пересчитал правильно.
|
</> |