О знаниях

"Наши школы, в том числе на старшем звене, ориентированы на передачу знаний. Это означает, что наши выпускники, мягко говоря, не конкурентоспособны, а, как следствие, и наша страна неконкурентоспособна". Поэтому нужно срочно школьную программу от балласта знаний освободить и формировать "умения учиться и практически применять" тот минимум знаний, которому останется место в новом стандарте образования.
Популярный ныне не только у Кондакова и чиновников Минобра миф о "неконкурентоспособности", ненужности "Войны и мира", логарифмов и геометрии в современном мире, об ущербности нашего фундаментального образования основан на одном-единственном факте: российские школьники из года в год плохо пишут тесты PISA (Programme for International Student Assessment), проводимые Организацией экономического сотрудничества и развития. Якобы эти тесты оценивают умение применять знания на практике.
Вот что говорит о тестах PISA математик, академик РАН В.А. Васильев:
У исследования PISA абсолютно неправильные представления о том, что действительно должны знать дети. В западных учебниках математики нет ни логарифмов, ни тригонометрических функций. Теоремы Пифагора там тоже нет... Имеется отчет, в котором опубликовано примерно 4-5 задач по математике (в естественно-научной части - это ровно две задачи).Они, на мой взгляд, совершенно дурацкие...
В программном документе PISA есть задача, ярко отражающая представление организаторов исследования о том, в чем состоит цель математики в современном мире... Задача такая: в некоей стране национальный бюджет составляет 500 миллионов, а бюджет на оборону - 30 миллионов. В следующем году полный бюджет стал таким-то, а бюджет на оборону - таким-то. За это время инфляция составила столько-то. Задача состоит их двух подзадач. Первая: вас пригласили прочитать лекцию в обществе пацифистов. Вы собираетесь объяснить, что бюджет на оборону за это время понизился. Как вы это сделаете? Подзадача вторая: вас пригласили прочитать лекцию в военной академии. Вы собираетесь объяснить, что бюджет на оборону за это время вырос. Как вы сделаете это?"
Желающие углубиться могут зайти на официальный сайт PISA и лично ознакомиться с аццки сложными для 15-летних детей заданиями на понимание текстов в 10-15 строк о технике чистки зубов, безопасности мобильных телефонов и мировых рекордах воздухоплавания. Задачка, в которой надо вычислить периметр прямоугольника 10х6 м, оценивается в этих тестах 6-м, самым сложным уровнем.
Попадись мне в 15 лет такой тест, я бы на нём знатно оторвалась. И не уверена, что современным российским школьникам не приходят в голову подобные мысли.
|
</> |