О войне несколько правдиво

«И хотя от подробного изложения этих кровавых событий меня удерживает справедливое опасение, связанное со многими различными соображениями, однако, будучи уверен в высшем уровне нравственности в настоящее время, я сообщу вкратце о том, что достойно памяти. Не будет также излишне коротко упомянуть об одном событии древнего времени, которое служило мне предостережением».
Это написал когда-то историк по фамилии Марцеллин.
Давненько написал.
В четвёртом, что ли, веке ещё.
А чего он опасался, собираясь «подробно излагать кровавые
события»?
А вот чего.
Однажды, ещё до нашей с вами эры, персы захватили
древнегреческий город Милет. Своими жестокостями персы довели
милетцев до того, что те сами, чтобы избегнуть мук, принялись
убивать свои семейства и жечь собственное имущество.
Милет являлся афинской колонией, но помощи от метрополии не
получил.
Позже драматург Фриних написал и поставил трагедию «Взятие Милета» и вот как её приняли афиняне, по словам того же Марцеллина:
«Сначала публика слушала пьесу с удовольствием; когда же дальнейшее развитие трагического действия стало производить слишком тяжёлое впечатление, народ возмутился и присудил поэта к наказанию, полагая, что он собирался не утешить, а упрекнуть своих сограждан, дерзко выведя на сцену страдания, которые перенёс славный город, оставленный безо всякой помощи со стороны своих основателей».
Геродот в своей «Истории» тоже упоминает постановку:
«Так, между прочим, Фриних сочинил драму «Взятие Милета», и когда он поставил её на сцене, то все зрители залились слезами. Фриних же был присуждён к уплате штрафа в 1000 драхм за то, что напомнил о несчастьях близких людей. Кроме того, афиняне постановили, чтобы никто не смел возобновлять постановку этой драмы».
Клавдий Элиан добавляет несколько штрихов к этой театральной истории:
«Фриних испуган, как петух», — эта пословица применяется к людям, попавшим в бедственное положение. Драма трагика Фриниха «Взятие Милета» заставила афинян проливать слезы, и за это они приговорили к изгнанию испуганного и растерявшегося Фриниха».
«Взятие Милета» называют чуть ли не первой в мире исторической
пьесой.
И вот, мы видим, что первое же литературное историческое
произведение посвящённое войне, было запрещено, а автор её
подвергся гонениям.
Слишком уж правдивой она, видно, вышла.
И помимо ужасов войны, возлагала ответственность на зрителей — на
тех, кто должен был прийти на помощь своим соотечественникам и
как-то предотвратить те ужасы, что последовали в ходе боевых
действий.
Я думаю, что мы до сих пор не сильно-то отличаемся от тех
афинян.
Думаю, что и сам не горю желанием смотреть прям правдивый-правдивый
фильм или пьесу о войне сегодняшней.
Ещё думаю, что такую пьесу или фильм запретят уже на стадии создания.
|
</> |