![](/media/images/top/preview/imgprxlivejournalnet8747bc7dd7ec9818b2c00595504fdff5620547aa_VO2rn1ROw0DIqC8fQaxTn4eCIF-4_qaMsl8oEnG5ONq0A5mNFfUoivtDC35RvY4f47VPGBuAQ-YHZl1lpz-Z7Voto.jpg)
О вечности
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Я знал заранее о том, что для того, чтобы понимать красоту храма
Святой Софии в Константинополе (ака Стамбуле), нужно немного
разбираться в теме. Я готовился к встрече с храмом, изучал матчасть
и, казалось, был во всеоружии. Но…
Оказавшись возле того, что осталось от прежней Ἁγία Σοφία, я тоже
погрузился в немое недоумение и горькое разочарование. Я переоценил
себя.
Мне нравится копаться в своих чувствах задним числом, и я много
потом думал, почему оно так вышло.
С одной стороны, это дикое уродство, которое налепили завоеватели
вокруг: оно и издалека выглядит страшно, а вблизи… с этими следами
от опалубки и в этом ублюдочном цвете… Брр.
А с другой стороны… У меня возникли ассоциации с изнасилованной
женщиной – может, она до того, как стать жертвой, и была самой
красивой, но сейчас, утратившая всякий смысл в своем существовании,
уставившаяся в одну точку и вяло реагирующая на внешние
раздражители, она вызывает к себе самые разные чувства, но не
восхищение.
К тому моменту, как я попал в сам храм, во мне уже было все
поломано и исковеркано. Оказавшись внутри, мне даже не захотелось
перекреститься. Хотя я, надев рясу, был исполнен всякой решимости и
даже на всякий пожарный заучил текст-объяснялку для полиции. Но тут
не то что решимость – тут всякое желание пропало! Это ужасно…
Но более ужасными были другие мои открытия...
Друзья, даже если турки снисходительно отдадут храм христианам и
разрешат на нем поставить кресты, то это вряд ли выправит ситуацию:
напротив, это еще больше… усугубит ее, унизив и оскорбив
поверженный эллинский дух: мол, враг настолько укрепился, что может
позволить себе ироническое снисхождение. «Нате, малыши! Играйтесь,
ха-ха-ха». Всякий чувствующий момент должен понимать: чтобы
получить «прежнюю» Софию, ее нужно только отбить. Отбить – и именно
в том качестве, в котором она была завоевана: не просто как самый
грандиозных храм, а как аутентичный символ Византийской империи.
Теоретически можно построить сколько угодно прекрасных храмов и еще
более прекрасных, но… София для греческого националиста одна и
другой быть не может. Это своего рода знамя. Казалось бы, всегда
можно сшить другое знамя, вместо захваченного – делов то! – но есть
нюансы, правда?
И те «пророчества»
про «русый народ», который должен (просто обязан!) освободить
этот храм и непременно передать грекам – это не пророчества, а
сказки, которые придумали греки, для того, чтобы втягивать
развесивших уши русских в войны против турок, коварно вложив им в
сердца идею соответствующего исторического предназначения.
Наверняка, рассказывая эти «предания» русским, греки держали фигу в
кармане, будучи хитро уверенными в том, что они в последний момент
смогут дело обернуть так, что это будет выглядеть не как акт
любезной передачи трофея бедненьким несчастненьким братьям, а как
приношение должного, как акт служения северных варваров
возрождающейся империи эллинов. Но они просчитались: взрощенная
греками русская исключительность чем дальше, тем больше будет их
разочаровывать...
И сам дух этих "пророчеств"... Может, я что-то пропустил, но я не
помню, чтобы в них говорилось о массовом обращении местного
населения ко Христу, которое будет логическим предшествованием
возвращения этого строения Церкви. Речь идет именно о «массовом»
восстановлении империи, которая должна включить в себя Рим и
Иерусалим, истребив одну треть турок-мусульман (сегодня это 27
миллионов человек), одну треть изгнав и еще одну треть обратив.
«Царство христиан» рассчитывает на то, что оно придет с силой
извне, а не изнутри. «Царство христиан» рассчитывает на то, что оно
придет с силой извне, а не изнутри. И вы меня извините, дорогие
греки, но сюжет ваших дивных мечт уж здорово напоминает еврейские
легенды о приходе «мошиаха» и не вызывает у меня ни малейшего
сочувствия. Не мое дело советовать, конечно, но... турецким грекам
лучше иметь реальные виды борьбы за свои религиозные и национальные
права, чем келейно под одеялом тешить свое историческое ничтожество
мифами – сомнительными не только в научно-политическом плане,
но и нравственно-христианском.
Турки, наверное, все взвесили и дают себе отчет в том, что возобновление
существования св. Софии в качестве мечети вызовет антитурецкие
и антиисламские настроения по всему миру, но, я все же напомню, что
речь уже давно не идет о храме Божьем. Айя-София, являясь
драгоценнейшим памятником культуры и поверженным символом
византийского имперства, уже больше пятисот лет не является
церковью – как и в свое время обращенные в храмы идольские капища
больше не являются языческими культовыми сооружениями. А если так,
то какая разница, что на куполе бывшей Софии – да хоть минора,
тамга или фаравахар.
И немного морали. Храм Божий должен быть только храмом и только Божьим. Храм может быть воздвигнут только в честь Божьей Победы и во славу Его Величия. Все другое - это профанация. А профанция - разновидность поминовения имени Божия всуе или святотатство (присваивание себе Божьего). Превращая возводимый храм в еще какой-нибудь «символ» – тем более символ нашего величия или наших побед – мы собственными же руками помещаем его в очередь под снос. Ведь победы и величия рано или поздно сменяются поражениями и несчастьями. Так было у всех, в том числе и у греков, победы и завоевания которых были неоспоримыми, а империя которых, согласно всем пророчествам местных старцев, обещала быть вечной.
|
</> |
![](/media/images/top/preview/imgprxlivejournalnet8747bc7dd7ec9818b2c00595504fdff5620547aa_VO2rn1ROw0DIqC8fQaxTn4eCIF-4_qaMsl8oEnG5ONq0A5mNFfUoivtDC35RvY4f47VPGBuAQ-YHZl1lpz-Z7Voto.jpg)