О тонкостях и нюансах моей работы
olgala87 — 02.07.2017 Напишу-ка я пост о своей работе и жизни людей в захолустном городке численностью 8 тысяч человек.Занесла меня судьба туда однажды, когда я ехала за 40 км от своего родного города устраиваться на работу в местную редакцию. Я ведь журналист по второму образованию. Сбылась-таки моя мечта детства. Огорчает только то, что в родном городе все никак не получается пробиться в редакцию: то все вакансии заняты, то «поработай-ка ты, Олечка, по специальности» (имеется ввиду учительство), то приди через какое-то время. И тут Олечка психанула и поехала искать профессионального счастья в другой город.
Скажу честно, сначала было страшно и мысли всякие одолевали: а вдруг не получится, не справлюсь, не буду успевать сдавать материал в срок. Ха! На деле оказалось всё куда проще.Когда приехала, собеседование проводил старичок коммунистической закалки, стиль написания его текстов, как я потом убедилась, был соответствующим ему возрасту. Заголовки – почти пролетарские лозунги. И моя огромнейшая ошибка была в том, что я повелась на этот стиль! Вместо того, чтобы писать своим умом, я допускала нашего Ивана Валентиновича до правки своих текстов. Когда впоследствии терпение лопнуло, разразился скандал. Как это так, что это за вальяжный слог! Что это за заголовки такие?! Потом эмоции у обоих поутихли, и я спокойно объяснила, что сейчас заголовки типа «Пал травы ведет к пожару» не катит, говоря простым языком. Так же, как и не прокатывает лид типа «Весело, насыщенно и зрелищно прошло спортивно-культурное мероприятие в рамках акции…». И бла-бла-бла… Через какое-то время Иван Валентинович смирился с тем, что я пишу не так, как он, не так, как остальные корреспонденты, которых насчитывалось всего лишь два. Но время от времени рука у него так и чесалась исправить кое-что на свой лад.
Не забываем, что городок маленький, и огромное влияние на содержание газеты оказывают власть предержащие. Просто колоссальное влияние! Я никогда в жизни не подумала бы, что вот так происходит на самом деле, пока самолично с этим не столкнулась.
В наших белорусских райисполкомах есть много отделов чего-то там. И среди этого множества есть совершенно очаровательный под названием «отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома». Понятно, что основная его функция – продвижение идеологии белорусского государства в массы. А это значит, что специалисты отдела безбожно вмешивались в работу редакции. Доходило до того, что они практически диктовали что писать, как писать и о ком/о чем писать. До сих пор практикуется там такая форма цензуры, как отправить готовый макет в отдел, чтобы они там сами почитали и одобрили/не одобрили. И, естественно, раздается телефонный звонок: «Нам не нравится, как написано здесь, здесь, вот здесь и еще здесь! Нам кажется, что лучше будет так и вот так. Исправьте!» Это говорят люди, у которых образование мозырского педуниверситета по специальности «начальное образование» (ну, по крайней мере, у некоторых). То есть в головах ни малейшего представления о верстке газеты, о публицистическом стиле текста, об особенностях написания лида, о размещении фото на полосе! Просто они так хотят! На первых порах я пребывала в таком шоке, у меня не укладывалось в голове: как настолько несведущие в журналистике люди могут указывать журналистам, как и что делать?
Казалось бы, СМИ, общественно-политическое издание, четвертая власть и прочее, и прочее... Ан нет, главному редактору аккуратненько так постоянно диктуют, что можно писать, а что «не рекомендуется». Например, «не рекомендовалось» писать о реальном положении дел, когда полрайона атаковали волки, когда люди не знали, куда деваться и как спасаться. Местная власть, как заведенная, твердила: у нас все хорошо, ситуация под контролем! Даже когда телевидение приезжало, чтобы снять сюжет об этом, все еще не торопились принимать меры. Когда журналисты белорусского новостного портала tut.by приезжали, чтобы сделать репортаж о страшнейшей безработице в городе и районе, зампред на машине за ними гонялась по всему городу, выяснить, куда они пойдут-поедут. То есть «не рекомендуется», чтобы в этот город приезжал кто-то посторонний. Мне также «не рекомендовалось», вернее наоборот, рекомендовалось убрать ссылку из группы в ВК на новость опять же о тотальной безработице, вследствие которой люди драпают из района. Было сказано конкретно: «Надо убрать!» И никаких гвоздей… Причем люди, которые изъявляли желание общаться со столичными журналистами, говорили: «Вы только мое имя не пишите». Почему? Потому что их затуркает руководство, лишит премии или, что тоже вполне возможно, просто уволит. Потому что в районе просто идиллия. Даже жителей этого района всячески пытаются убедить через газету, что ситуация в районе благоприятная.
А еще… Не то чтобы «не рекомендовалось», а по умолчанию буквально все понимали, что просто нельзя писать о том, что по вине заведующей гинекологическим отделением райбольницы умер новорожденный ребенок. Муж роженицы – милиционер, написал на эту даму заявление, естественно, на имя начальника РОВД. И что вы думаете? Ему рекомендовалось это заявление забрать и не лезть на рожон, потому что эта дама – жена главврача. И это не единичный случай в здравоохранении района.
Сейчас пишу и в голове крутится только одно слово: мрак. Беспросветный мрак. Люди затурканные, не верящие собственной власти!
Еще есть такой момент в моей работе: интервью. Это совершенно невыполнимая задача, потому что когда приходишь побеседовать с интервьюируемым, то постоянно можно слышать такую фразу: «Ох, а что вам такое рассказать, я даже не знаю». Я как понимаю: если ты занимаешь определенную должность, то ты специалист в этой сфере деятельности, и ответить на задаваемые вопросы не составит труда. Особенно раздражало, когда эти слова говорил руководитель. И что в итоге? Промямлят что-то на включенный диктофон, а в редакции сидишь и тупо пишешь ответы за них! Вот как у нас интервью берется. А, нет, еще вот так: напишешь текст предварительно сам, а потом отправляешь по почте, чтобы проверили достоверность. В итоге повычеркивают то, что «не рекомендуется» писать, и остается вода водой! Весело так!
---------------------------------------------------
Мне кажется, что вся эта затурканность на каком-то генном уровне. Неисчислимое количество лет нам указывали, что нам должно нравиться, как мы должны думать, что именно мы должны говорить. И не дай бог ты напортачишь! Сначала это были всевозможные захватчики и поработители, а потом, извините, собственное правительство не давало рот раскрыть. Вот этот страх за последствия перешел и повседневную жизнь.
П.С. Проиллюстрирую текст этой картинкой. Она очень точно отображает то, как воспринимали начало моей журналистской деятельности родные, друзья и знакомые))))
|
</> |