О телесном взаимодействии
semirina — 25.02.2011 Я сейчас расшифровываю аудиозаписи семинаров М. В. Осориной, и снова переживаю восторг от того, как тонко она чувствует и понимает природу человека.Буду делиться кусочками.
"Куча мала (которая описана в «Секретном мире детей») – это типичный способ традиционной народной русской культуры, воспитывающей чувствительность детей к телесному взаимодействию со сверстниками.
Это такая игровая штука, когда взрослые хватали детей и, крича «Куча мала!» наваливали сверху на кучу других ещё детей.
И дети валяются в этом тесном взаимодействии, очень активно чувствуют друг друга, и так как они все знакомы, то они стараются быть осторожными (это же друзья, мы же играем). И взрослые тоже считали, что дети учатся активно и осторожно выбираться, не повредив никого, и это очень важные навыки телесного взаимодействия, которое потом играет роль и в сексуальном взаимодействии, и в воспитании детей: если мама и папа - телесные идиоты, то и ребенок будет у них недоразвит в этом смысле.
И, скажем, на занятиях кулачным боем, грамотные тренеры обязательно вводят это упражнение. Тренеру очень важно видеть, как дети выбираются.
И катаясь с ледяных горок, дети часто организовывают кучу малу, специально не уходя с ледяной дорожки, чтобы иметь некий объем телесного общения, прожить это, повеселиться, ощутить, что я существую, ощутить вот эти живые шевелящиеся тела других людей.
Современным ,«компьютерным» детям, это особенно важно.
Если человек такого опыта не имеет, то будет как учителя постоянно рассказывают - во втором, третьем классе ребенок проходит мимо, случайно, чуть-чуть задел другого, несильно, но задетый, который не может выносить прикосновений, всего боится, ему кажется, что все вокруг враги, со всей силы бьет того, кто его задел, кулаком по голове, не соизмеряя, что это голова, что это кулак, что это ничтожная ситуация.
Это несоизмерение силы очень характерно для тупеньких в телесном отношении людей.
Плюс многие современные подростки подогреты всякими компьютерными играми и фильмами, где бегущие бойцы перепрыгивают с крыши на крышу, где бьют ногами кого-то вчетвером, а он потом встает и убивает их всех.
И получается, что у них дефицит реального телесного опыта, но переизбыток визуального, и им кажется, что так и надо делать.
И они повторяют то, что видели в кино.
И в реальности довольно часто бывают ситуации, когда бьют ногами вшестером одного, и потом изумлены, что они его убили. Они не собирались, они просто повторяют увиденную ситуацию.
Когда показывали фильмы о тех, кто прыгает с крыши на крышу, во всех странах были случаи, когда дети повторяли это, и разбивались насмерть.
Психологи, работающие в полиции, знают, что стоит показать фильм, где демонстрируется определенный способ убийства, обязательно будет несколько десятков случаев повторения.
Дети преподросткового и подросткового возраста особенно склонны повторять увиденное. Им интересно. И они чаще всего не осознают, что они делают.
Поэтому для детей, которые видят столько дурных примеров и мало общаются с другими людьми, исключительно важен опыт близкого, телесного, эмоционального проживания и взаимодействия."
|
</> |