О текущем
sergeyhudiev — 12.06.2010Сворачивание демократии могло иметь то оправдание, что в Веймарской Республике была превосходная демократия — которую использовали экстремисты для того, чтобы захватить власть и с демократией покончить. Демократия и многопартийность хороши во многих случаях, но не во всех. Однако это сворачивание само по себе создает проблемы — механизмы мирного и законного исправления злоупотреблений оказываются неработающими, навык действия в рамках закона оказывается утрачен (или просто не выработан), и реакция на злоупотребления оказывается такой, которую мы видим — граждане аплодируют бандитам, убивающим представителей государства.
Властная корпорация оказывается вне общественного контроля и поражается грандиозной коррупцией (что можно было предвидеть), так что злоупотребления оказываются вызваны не политикой центральной власти, а коррумпированностью ее представителей на местах. Очевидно, ситуация, когда зам.прокурора Москвы употребляет милицию для ареста простолюдинки, оставившей царапину на его Mercedes-Benz (уже отсюда видна степень благоговения, с которой воспринимаются речи Премьера в защиту отечественного автопрома), не происходит по прямому приказу из Кремля, а отражает уверенность, что человеку при власти позволены любые барские капризы, и демонстрация презрения к простолюдинам, продиктованная исключительно удовольствием это презрение продемонстрировать.
Интересы государства при этом волнуют барина также мало, как интересы рядовых граждан; он является таким же дурным слугой режима, как слугой населения. Возвышенные речи президента о борьбе с коррупцией и всем хорошем воспринимаются как шумовой фон, не означающий ровным счетом ничего; а сам Президент и Премьер — как фигуры барству дикому совершенно не угрожающие.
В этой ситуации верховная власть нуждается в поддержке снизу — а значит, в предоставлении людям возможности открыто, мирно и законно выражать свои претензии к барам, а тандему — на эти претензии реагировать. Кроме того, по мере роста благосостояния граждан, их способности сообщаться друг с другом при помощи интернета, их готовность терпеть злоупотребления будет снижаться — и с этим процессом едва ли возможно что-либо поделать.
Однако мы наблюдаем дальнейшее подавление всякой возможности для мирного и законного протеста против злоупотреблений. В закручивании гаек, несомненно заинтересованы коррупционеры на местах — но какая польза верховной власти будет от того, что барские капризы будут (ненадолго) ограждены, непонятно.
Падение рейтинга тандема связано с тем, что тандем выглядит совершенно удавлившимся в сад, и произносящим там возвышенные речи, на которые другие представители властной корпорации демонстративно плюют. Дальнейшее развитие ситуации может оказаться весьма опасным, потому что озлобление граждан против власти, как показывает случай с "партизанами" уже достаточно заметно.
В этой ситуации было бы уместно разрешить, и, более того, поощрять самоорганизацию граждан — начиная с восстановления свободы собраний и восстановления свободы политических объединений. Да, эти объединения могут поставить (и поставят) ряд вопросов относительно коррупции во властной корпорации. Но эти вопросы уже стоят — и будут только обостряться. Вопрос лишь в том, будут ли они разрешены мирным путем и в правовом поле, или эта возможность будет окончательно заблокирована.