О технических, политических и организационных уровнях проблем

топ 100 блогов mymaster20.06.2013 Аннотация: немного о том, как решать проблемы... и почему решения некоторых проблем сами по себе заранее обречены стать проблемой.

Если у вас есть какая угодно проблема, то, скорее всего, она удачно классифицируется по шкале - техническая, организационная или политическая. Соответствующий уровень проблемы требует должного ей уровня построения комплекса мер для ее решения. Порой люди воспринимают это как вертикальную иерархию - то есть технические решения самые простые, но если не удались технические решения - то займемся организационными, а если там провал - то прийдется обращаться к политическому руководству. Это не так. Более того - попытки решения проблем одного рода средствами другого рода ведет к созданию очень больших глупостей.

О технических, политических и организационных уровнях проблем
Классический пример технического решения политической проблемы.

Вот например организация дорожного движения в городе... все пересекают стоп-линию, выезжают на перекресток и там образуется затор. Ее можно решать технически: отодвинуть стоп-линию от перекрестка, изменить светофорную фазу, дав приоритет поперечному потоку. Ее можно решать организационно: поставить там стационарный пост ГИБДД или камеры видео-фиксации, которые будут следить чтобы соблюдались ПДД и люди не выезжали за существующую стоп-линию. А можно политически: разгрузить данный перекресток строительством новой улицы, с переводом ее и существующей в режим одностороннего движения.

В принципе все эти пути возможны. Но какой правильный? Чтобы его найти надо разобраться в причине возникновения проблемы. В чем причина в нашем случае? В нарушении установленных ПДД - выезде за стоп-линию, в то время как на перекрестке есть затор. То есть она организационная, плох не перекресток, и не сама улица - плохо организован контроль за соблюдением установленного порядка проезда. Значит решать проблему, в общем случае, надо организационными мерами - добиться так или иначе, чтобы ПДД там не нарушались. Любая иная конструкция будет более дешевым, или более дорогим способом создать подпорки под существующую трещащую по швам систему в которую будет на уровне построения заложен принцип, что нарушать ПДД - это нормально.

Ровно отсюда происходит и "проблема стеклянной остановки" - это когда вандалы берут и разносят стеклянный павильон, а муниципалитет потом все павильоны строит исключительно в инженерном исполнении типа дзот. Вандалы разбили остановку - это вопрос организационный. Следуя общим правилам и законам в городе вообще не должно быть вандалов. Но проблему пытаются решить технически - сделать остановку не разбиваемой. Отсюда и следует поганый результат для всего города. В городе остаются гулять вандалы, а остановки выглядят так, что на них страшно зайти. Бывают и обратные примеры - когда инженеры что-то недодумали, приходят политики не имеющие ни какого представления об инженерии и начинают политическими методами (чаще всего нелепыми запретами) купировать не верно настроенную светофорную фазу.

От чего же так часто у нас все эти вещи перемешиваются? Дело в том, что у нас в стране вообще очень погано обстоят дела с управлением. То есть у нас ВУЗы выпускают кучу менеджеров, но качество менеджмента остается бесконечно поганым. Хуже того, в системе муниципального управления вообще с менеджерами практически никак. Иногда попадаются люди с бизнеса, но чаще там сидят бывшие военные или другие силовики, или пробившиеся производственники. Ну, если совсем высоко заберемся, то еще выпускники партшкол - что относительно не плохо (им хотя бы читали философию). Бывший мент умеет подчиняться командам, умеет командовать (это, кстати, если его хорошо выучили - что тоже не факт) - но это только один уровень абстракции. И если он приказывает своим подчиненным найти ему решение, то они, вероятно будучи инженерами, найдут ему инженерное решение - хотя проблема требовала от него самостоятельности и принятия организационного решения. А представьте бывшего мента силящегося пойти к начальнику за политическим решением!

Было дело, я был в составе рабочей группы Государственной Думы и мы сочиняли новый закон... Это еще то занятие, скажу я вам. Но не суть - суть в том, что при написании положения закона становилось примерно ясно как его будут нарушать. Мы начинали "уворачиваться" и думать, как заткнуть "бреши"... В результате текст получался невероятно тяжелый, с кучей оговорок в которых мы как бы мерились своим умом с будущими его нарушителями. Слава богу пришел человек опытный - действующий депутат - и сказал что все это фигня и так поступать нельзя. Ведь закон будет действовать много лет, за это время изменится и мир, и условия, и технологии - а он должен быть гибким, чтобы не тормозить все эти изменения! Поэтому наши оговорки не есть правильно, когда пишется закон - мы должны подразумевать добрую волю граждан к его разумному исполнению.

У нас многие наивно думают, что управление - это просто. Посади дурака, а результат сам по себе пробьется. Или что законы писать просто - что там писать: взял да написал что не попадя, а мы потом мучайся. Так думают люди, которые как правило не владеют даже правом принятия технических решений в своей сфере деятельности. Я в достаточно неплохой степени владею уровнями технических и организационных решений, а в части политических я не волшебник - только учусь. Но все же мне уже отчетливо видно, как в том же муниципальном управлении разрушительно "живет" кадровый голод, вынуждающий руководителей ставить на те или иные должности "менеджеров" "из военных", или "из ментов", просто напросто не владеющих инструментами классификации проблем. Очень большое число глупостей, которые потом можно номинировать на "Стеклянный болт" происходят именно отсюда. Человека, который бы администрировал уровни проблем, и соотносил с ними методы решений в муниципальной иерархии просто не находится.

Скажу пожалуй еще вещь "из науки" - когда создается математическая транспортная модель города - все условия в нее заносятся по состоянию на час-пик утра четверга, обычного буднего дня. Почему? Потому что это нормальный максимум - то есть это максимум нагрузки на систему при ее нормальной работе. Меня часто спрашивают - а если дождь? А если ДТП? А если закрытие улицы на ремонт? Да - все эти факторы существуют и случаются каждый день. Но управленческие, политические решения, должны приниматься в условиях нормального максимума - потому что большую часть времени, на каждом локальном участке сети, будет существовать именно он. Мы можем смоделировать и условия случившегося ДТП, и условия дождя - софт это позволяет. Но когда мы говорим о муниципальной экономике нам нельзя допускать дублирования или троирования надежности, просто из соображений "чтобы в любом случае выдержала" - это не проект военной техники, и не проект системы управления космическим аппаратом. Руководителю надо дать "чистые" условия нормального максимума, на базе них можно строить экономически грамотное политическое и организационное решение проблемы.

Так вот сегодня, скажу я вам, система управления в муниципалитетах не выстроена - и кому попадут в руки наши "нормальные максимумы" остается до конца не ясно, потому что на каждой планерке решаются в перемешку текущие и стратегические вопросы, а на все совещания собираются практически исключительно руководители - то есть политическое звено системы управления. В результате инженерные вопросы, не подготовленные заранее у нас затыкают политическими или организационными заплатками, а за вечно отсутствующих в Департаментах, сидящих на совещаниях руководителей, стратегические - политические вопросы - вынуждены решать своими средствами исполнители инженерного и организационного звена. Потому в моментах где нужна политическая воля ее не находится, а следуют технические заплатки и подпорки.

Поэтому, если вам вдруг судьба щербато ухмыльнулась, и заставила вас решать злободневные проблемы - первым делом научитесь делить их по уровням, и обучите персонал правильно поднимать уровень проблемы, если она не разрешима или плохо разрешима на их уровне. Далее - еще сложнее - найти свой "нормальный максимум" - под который и планировать уровень угроз при решении проблемы. А вообще, было бы наверное здорово почитать об этом всем умные книжки - ведь стопудово написаны. Жаль я не читал - пришлось вот на собственном опыте все описанное выше формулировать.

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 20:33

https://bit.ly/2XeDSF7
Автоматический заработок от 90.000 рублей в месяц
Гарантия возврата денег.
Архив записей в блогах:
Французская кампания май-июня 1940 года стал первым и последним местом, где применялся Cruiser Tank A13 Mk.I (или просто A13 Mk.I), позже переименованный в Cruiser Tank Mk.III . Всего с апреля по декабрь 1939 года Nuffield Mechanization & Aero сдала 65 танков данного типа. Из них во ...
"У меня уже было прям такое стойкое ощущение, что только одну меня уже ничем нельзя оскорбить", - написала Лидия Раевская, публичная и несколько матюкливая личность. Извините, цитирую: "... я целый день чувствую себя фраппированной и опиздошенной, а потому желаю буйствовать... ...
Работать массовкой в балете - самое скучное занятие. На переднем плане кто-то ...
Россия, Иран и Турция договорились по Армении. Англосаксов не пустят, а Зангезурский коридор будет под защитой Русской Армии Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Ну вот и подходит к своему логическому завершению переустройство Закавказья, где каждая сторона получила ...
Этот мир давно живет без правил. Отменили законы божественные и человеческие, никто не соблюдает уставы и СНиПы; нарушают кодексы, включая уголовный и водный; с презрением относятся к нормам пожарной безопасности, как ведомственным, так даже и территориальным; дерзко попирают санитарные ...