О Святой Руси
antisovetchina7 — 18.01.2022 Святая Русь...Древняя, прекрасная, высокая и непостижимая Тайна.
Существовала ли она когда-нибудь в жизни, а не в мечтах?
Или всегда оставалась образом Доброго, но Невозможного?
Осмелюсь сказать: Святая Русь не только существовала когда-то давно; Святая Русь жива и поныне.
Разглядеть алмазы Святости в непролазной грязи современной жизни – нелегко. Но и раньше, когда грязи было меньше, – сияние Святости открывалось не всегда и не каждому. Поскольку Святость – смиренна по природе; она и не осознаёт себя Святостью; тем более, не может кричать о себе...
Год назад в этом журнале появилась публикация: «О Святой Руси. Крещенский рассказ» ( https://antisovetchina7.livejournal.com/18760.html ), в которой полностью воспроизведён рассказ А.П.Чехова «Художество». Насколько мне представляется, этот удивительный рассказ – ключ к пониманию Святой Руси: как в прошлом, так и в настоящем.
На первый взгляд, рассказ «Художество» – всего лишь небольшая психолого-этнографическая зарисовка. Но, если вчитаться и вдуматься, за видимой ширмой простеньких бытовых подробностей скрывается невидимая и удивительная духовная реальность. А реальность эта – неподдельная и пламенная любовь ко Христу, цветущая в душах простых людей, начиная с благообразного Матвея и кончая очень неблагообразным пьяницей Серёжкой.
Сюжет рассказа: двое сельчан готовят прорубь к празднику Крещения Господня. Один из них – тихий и кроткий церковный сторож Матвей, другой – строптивый художник-самородок Серёжка. Матвей выполняет черновую работу, Серёжка – тонкую. Серёжка ведёт себя несносно, терроризируя безответного Матвея, но в конце концов сотворяет настоящий шедевр. (К слову, Чехов с медицинской точностью показал терзания грехолюбивого человека, захотевшего сделать Богоугодное дело.)
Это – то, что видимо.
А что невидимо?
Можно предположить, что Матвей – не просто благочестивый человек, но даже – исихаст, т.е. непрерывно творит Иисусову молитву («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»): «Матвей стоит <...> неподвижно, как статуя, и терпеливо ждёт. <...> Чувство скуки ему незнакомо. Прикажут ему стоять на реке день, месяц, год, и он будет стоять.» Исихазм – делание нелёгкое: не всякому монаху даётся, а Матвей – мирянин. Тем удивительней образ являемой им безвестной народной святости. Его терпение, кротость, безгневие – закономерные плоды непрерывной Иисусовой молитвы.
Матвей работает, предварительно перекрестясь, – это видимо; втайне молится, в т.ч. и о своём непутёвом сотруднике – это невидимо, но об этом можно догадаться.
А что Серёжка, который «сам по себе ничтожество, лентяй, пьянчуга и мот»?
В духовном смысле Сергей – человек, одержимый бесами (среди которых самый заметный – бес пьянства).
Получается: бесноватый человек украшает прорубь для праздника Крещения Господня, т.е. явно делает Богоугодное дело.
Приятно ли это Божие дело для одержащих Сергея бесов?
Разумеется, нет!
Разумеется, «рогатые» будут делать всё возможное, чтобы помешать Сергею угодить Богу!
«Серёжка бегает по селу, как угорелый. Он спотыкается, бранится, клянётся, что сейчас пойдёт на реку и сломает всю работу.»
И это – не кривляние, не капризы, не пустословие!!! Это – видимое проявление самых настоящих и неподдельных мучений несчастного: бесы терзают его душу, принуждая и впрямь «сломать всю работу».
Но!
Серёжка, при всей своей очевидной греховности, нелицемерно любит Христа! Иисусовой молитвы он не творит, но его измученная душа способна воспевать гимн Богу!
Шедевр изо льда Серёжка сотворяет не ради собственной гордыни (как может показаться), а ради любимого им Христа! Вот и доказательство этому: «Крест и голубь испускают из себя такие лучи, что смотреть больно... Боже милостивый, как хорошо!» Ведь это – не просто блеск льда на солнце, это – отблеск Фаворского Света!
Так может ли Фаворский Свет сиять там, где нет любви ко Христу?
Конечно, любовь ко Христу живёт не только в душах двух главных героев рассказа, но и в душах других людей: «Он [Серёжка] бранится, толкается, грозит и... хоть бы одна живая душа огрызнулась! Все улыбаются ему, сочувствуют, величают Сергеем Никитичем, все чувствуют, что художество есть не его личное, а общее, народное дело. Один творит, остальные ему помогают. Серёжка сам по себе ничтожество, лентяй, пьянчуга и мот, но когда он с суриком или циркулем в руках, то он уже нечто высшее, Божий слуга.»
А эти слова и вовсе удивительны, ведь мороз на улице: «<...> [на реке] водосвятие начинается. Служат долго, медленно, видимо стараясь продлить торжество и радость общей народной молитвы.»
Духовное содержание рассказа «Художество»: народная любовь ко Христу; любовь ко Христу благообразного Матвея и неблаговидного Серёжки, их совместная борьба против бесовских полчищ и победа над нечистью с Божией помощью. Искры святости, пробивающиеся даже сквозь темницу одержимости.
Такой Святая Русь была в 1886 году.
А сейчас?
Сейчас наблюдается сильный крен в сторону Серёжки, т.е. одержимость бесами – зашкаливает. Но любовь ко Христу всё же не погасла и временами творит чудеса...
Иллюстрация, источник: https://www.instagram.com/p/B7AhmFYFWma/
Святая Русь – это реальность!
Манькова О.А.
5/18 января 2022 года, На́вечерие Богоявления.
|
</> |