О свободах и ежовых рукавицах для бизнеса
a-nalgin — 24.03.2015 Российская прокуратура превращается в экономическое суперведомство. Развитие бизнеса должно идти под неусыпным прокурорским надзором. Свобода предпринимательской деятельности - понятие относительное и может располагаться лишь в строго очерченных пределах. От сих и до сих.Такова, если конспективно, позиция президента России В.В.Путина по поводу современных и актуальных задач прокуратуры в экономической сфере.
Фото © Пресс-службы Президента России.
Свобода предпринимательства - это краеугольный камень рыночной экономики, а также одна из базовых свобод человека и гражданина. Такая же, как свобода слова, например. Иначе говоря, в рамках не запрещённой законом деятельности по созданию ценностей и извлечению прибыли от их продажи предприниматель свободен делать всё, кроме явно нелегального. Нанимать и увольнять работников, закупать и трансформировать ресурсы, включая средства производства, создавать и продавать продукцию, устанавливать на неё цену и наценку, и т.д., и т.п.
Что глава государства требует от прокуроров? Защищать бизнес от любых посягательств на свободу предпринимательской деятельности? Отчасти да, но не только.
С одной стороны, ставится задача избавить бизнес от избыточного, навязчивого внимания контролирующих органов. С другой - контроль над ним требуется уплотнить.
Бизнес вправе нанимать и увольнять персонал в зависимости от конъюнктуры? Да, но от прокуроров глава государства требует жёстко реагировать на попытки работодателей перекладывать свои издержки и проблемы на людей. То есть, предпринимателю придётся доказывать прокурорским работникам, что увольнения обоснованны. Доказывать, что он не верблюд, по сути.
Бизнес вправе устанавливать цены, ориентируясь только на закон спроса и предложения? А вот и нет. Актуальная задача – выявление фактов неоправданного повышения цен на сельхозпродукцию и продукты питания. Работа в этом направлении ведётся прокуратурой с сентября прошлого года, и, безусловно, ей нужно уделить ещё больше внимания. Экономически не обоснованные скачки цен, порой в разы, – вот это недопустимо. Вот что в этом контексте можно счесть экономическим обоснованием? Мнение прокурора о том, сколько должен стоить товар?
И этому не один абзац посвящён, кстати. Вот ещё из прекрасного. Мы всегда выступали и выступаем за развитие бизнеса, за свободное предпринимательство и рынок. Однако неправомерные действия перекупщиков, оптовиков, розничных торговцев, произвольно завышающих цены, должны получать соответствующую правовую оценку. Мы за свободный рынок, но цены регулировать будем, ага. Со всей строгостью прокурорского правосознания:
- Следует решительно пресекать любые попытки необоснованного завышения контрактных цен или встраивания в цепочку заказчиков и исполнителей ненужных посредников, к нарушителям закона применять меры уголовно-правового воздействия.
Отсюда уже полшага до трансформации прокуратуры в Госплан и Госкомцен в одном флаконе. Только с более широкими, чем у тех ведомств, полномочиями по применению мер уголовно-правового воздействия.
Мне могут возразить: ну а как же не проверять и не контролировать этих жуликов-бизнесменов? Как быть, если они и цены завышают, и людей увольняют, и на людях наживаются? А я так скажу. Озаботьтесь не контролем над бизнесом, а борьбой с его монополизацией, в том числе со стороны государства. Озаботьтесь поддержкой не особо приближённых предприятий, а свободной конкуренции предпринимателей. Создавайте не новые поводы для проверок, а широкое поле для развития предпринимательской инициативы.
И наберитесь терпения.
Иногда жернова истории мелют медленно. Но, перефразируя известное высказывание, свободный рынок можно было бы назвать наихудшим способом организации экономической деятельности, когда б все остальные не доказали, что они ещё хуже...
|
</> |