­
­

О степени изученности жанра «Шахрошуб». Дадабоев М.

топ 100 блогов ravshir — 24.11.2014 Последние десятилетия в таджикском литературоведении характерны конкретным изучением и исследованием литературных жанров. Исследование отдельных литературных жанров окажет большое содействие раскрытию закономерностей развития и определения направлений процесса литературы. Исследователи богатой персидско-таджикской литературы глубоко и серьезно занимались рассмотрением литературных жанров и завершили в этом направлении ценнейшие работы (исследования). За это время такие литературные жанры и формы, как поэма, газель, рубаи, мусаммат, саки-наме, мураббаъ, двустишие (тарона) и другие, стали объектом специального изучения, что привело и появлению целого ряда научных статей и монографий[164]. Авторы этих работ постарались вышеназванные литературные жанры рассматривать в контексте исторического формирования и эволюции их предпосылок и определить основные их особенности.
Одним из литературных жанров, до сих пор не ставшим предметом особого научного изучения, считается шахрошуб. Шахрошуб является широко распространённым стихотворным жанром и имеет древнюю традицию в
истории персидско-таджикской литературы. Первые образцы этого литературного жанра появляются в творчестве известного поэта-новатора второй половины XI и начала XII вв. Масъуда Саъда Салмана, жившего при дворе Газневидов в Индии. В дальнейшем происходит становление шахрошуба как самостоятельного литературного жанра. Этот жанр сильно отличался от придворной панегирической поэзии и традиционной любовной лирики и во многом (в отношении изображаемого явления, характера содержания, жанровой структуры, языка и стиля) являлся относительно свободным от канонов классической поэзии жанром.

Литературные и исторические первоисточники, онтологии и джунги, словари и энциклопедические работы, созданные до половины XIX века, сохранили разбросанные сведения и отдельные упоминания, которые все
вместе дают общее представление о жанре шахрошуб. Авторы литературных первоисточников, такие как Такиуддин Коши в онтологии «Хулосатул-ашъор», Сом Мирзо в «Тўхфаи Соми», Такиуддин Авхади в «Арафотул-ошикин ва арасат-ул-орифин», Алишер Навои в «Мажолис-ун-нафоис», Насрободи в «Тазкират-уш-шуаро», а также составители исторических источников - Хасанбек Румлу в «Ахсан-ут-таворих», Хондамир в «Хабиб-уссияре», Казы Мухаммад Куми в «Хулосат-ут-таворих», Абдуллой Кобули в «Тазкират-ут-таворих» и другие, упоминают о шахрошубе и поэтах, написавших шахрошубы.

Посмотрев сведения, приведенные в литературных и исторических первоисточниках, приходим к выводу, что в большинстве из них дается краткая биографическая информация об авторах-создателях шахрошуба и приводится несколько бейтов из их сочинений. Так, например, Насрободи в своей онтологии, упоминая о Нишоти Дамованди, только сообщает о существовании у этого поэта шахрошуба в редифе «Пир зи» («Живи Пир» ) и приводит лишь бейт из этого сочинения[165]. Однако некоторые онтологии и исторические источники содержат несколько расширенные информации, благодаря которым можно установить некоторые признаки шахрошуба как литературного жанра. К примеру, Хондамир в «Хабиб-ус-сияре» об Огахи пишет, что тот «сочинил оду-шахрошуб, осуждая всех правителей и вельмож Герата»[166]. В таких небольших авторских информациях можно заметить отдельные жанровые особенности шахрошубов, например, того же Хондамира - характер содержания (критика, осуждение) и обращённость к определённым слоям общества (все правители и вельможи Герата).
Другая группа литературных и исторических первоисточников содержит сведения, непосредственно касающиеся теории жанра шахрошуб и имеющие особое значение в исследовании его жанровых особенностей. Мы имеем в виду, прежде всего, данные о газелях шахрошуб Сайфи Бухори, которые приводят Алишер Навои и Абдулло Кобули и которые рассмотрены в исследованиях литературоведов А.Н. Болдырева[167] и А. Мирзоева[168].
В данных Навои и Абдулло Кобули сообщается о некоторых особенностях поэзии шахрошуб, например, о том, что шахрошуб основан на изображении людей исскуства и ремёсел и что он сочинен в определённой поэтической форме (газель)[169].
Другое значение исторических и литературных первоисточников в иследовании жанровой природы шахрошуб заключается в том, что в них собран основной материал исследования - тексты шахрошубов, упоминаемых
поэтов в полном и или сокращённом вариантах.

В словарях и энциклопедических работах, в том числе и в «Бахори Аджам», «Онондродж», «Кашф-ул-лугот» и других, наряду с лексическим толкованием понятия «шахрошуб» дается и терминологическое его содержание[170]. Но объяснение (толкование), которое дают составители словарей и энциклопедических работ этой разновидности поэзии, носит общий характер и не вносит ясность в суть вопроса.
Серьезное научное исследование жанра шахрошуб началось с середины XIX века. Изучение жанра в основном шло по двум направлениям: собрание текста шахрошубов в виде сборников и онтологий и непосредственное
исследование жанровых особенностей отдельных поэтов. Необходимость изучения настоящего литературного жанра подчеркивали, прежде всего, книговеды (критики) и исследователи литературы урду, которые, чтобы создать возможности для изучения этого литературного жанра, и приступили к собиранию текста шахрошубов. Первые образцы этого жанра были составлены стараниями ученого - литературоведа Мухаммеда Тафаззула Кавокиба и под названием «Фигони Деҳли» изданы в середине XIX века[171]
. Другой сборник, состоящий из образцов жанра шахрошуб в литературе урду, издан в 1921 году, в ней собрано 67 стихотворных текстов шахрошуб 36-и поэтов. Собирание текста шахрошубов в литературоведении урду не завершается этими двумя сборниками. Исследователи литературы урду занимались собиранием текстов шахрошуб и в последующие периоды, особенно в 60-70-х годах прошлого века, создавая тем самым твердый фундамент для всестороннего изучения этого вида поэзии[172].
В иранском литературоведении собирание данных о поэтах, писавших шахрошубы, и образцах их сочинений в этом жанре связано с именами иранских исследователей Мухаммада Джаъфара Махджуба и Ахмеда Гулчина Маони. Первый из них написал содержательную статью под названием «Шахрошуб» и опубликовал ее как приложение к своей очень ценной монографии «Хорасанский стиль в персидской поэзии»[173], а второй составил антологию «Шахрошуб в персидской поэзии»[174]. В исследовании Махджуба в основном приводятся биографические данные о поэтах- сочинителях шахрошуб. Гулчин Маони занялся собиранием текста шахрашубов отдельных поэтов. В этих двух, очень важных для нашей темы работах можно найти информацию о большинстве поэтов, имеющих какое-то отношение к жанру шахрошуб, а также познакомиться с образцами существующих списков их шахрошубов.
Как было сказано выше, другим направлением процесса изучения шахрошуб являлось рассмотрение особенностей жанра на примере исследования шахрошубов отдельных поэтов. Среди исследователей, первым из обратившихся к жанру шахрошуб и давших информацию о нем, следует назвать английского востоковеда Гибба. В своем труде «История турецкой литературы» там, где речь шла о турецком поэте Масехи, Гибб, по причине малой осведомленности о персидско-таджикской литературе, зарождение жанра шахрошуб связывает с именем этого поэта и считает его открытием османских поэтов[175]. В настоящем труде Гибба, судя по объяснениям А.Мирзоева, дается краткое содержание месневи-шахрошуба Масехи, и излагаются ценные мысли об эволюции этого литературного жанра в турецкой литературе[176].
Касаясь этого вопроса, ориенталист-ирановед Э.Браун в «Истории иранской литературы», несмотря на свою неосведомлённость о шахрошубах персидско-таджикских поэтов, живших до Масехи, сомневается в правильности мысли Гибба. Опираясь на данные сочинения Сом Мирза «Подарок от Сома», он пишет: «Соммирзо дар «Туҳфаи сомй».... ду нафар шоирро ном мебарад: яке Ваҳиди Қумй, дигаре Ҳарфии Исфаҳонй [177], ки .... ба гуфтани ин қисм шеър (яъне шаҳрошўб - Д.М.) мубодират варзидаанд ва ҳарчанд таърихи сурудани ин ашъор баъд аз шаҳрангези туркй аст, ки Масеҳй шоири Адарна сурудааст, валекин ҳеч далеле дар даст нест, ки шеваи ин қисм шеърро дар Эрон тачаддуде ёфта ва тарзи тоза дониста бошанд.»[178] («Соммирзо
в своей знаменитой книге «Подарок от Сома» называет двух поэтов: один из них Вахид Куми, другой Харфи Исфахани, которые писали аналогичные стихи, т.е. шахрошуб. Хотя эти стихи были созданы после тюркского шахрангиза, который принадлежит перу Масихи - поэта из Адарна, но у нас нет никаких доказательств того, что стиль данного вида поэзии в Иране возобновлялся и стал другим.»)
Начиная с 40-х годов прошлого века, шахрошуб и его жанровая природа стали темой продолжительных дискуссий и в таджикском, и советском востоковедении. Первым эту тему затронул А. Мирзоев в связи с исследованием шахрошуба Сайидо Насафи. В своем исследовании ученый рассматривает Сайидо как изобретателя новой поэтической разновидности и исследует его шахрошуб, сравнивая с шахрошубом турецкого поэта Масехи[179]. Так как это исследование основывалось на шахрошубе одного поэта, т.е. только Сайидо Насафи, то автор в объяснении многих вопросов допускал ошибки и делал неправильные заключения. В последующие годы А.Мирзоев продолжил свои искания в этом направлении, опубликовал ряд статей, в которых с разной степенью удачи рассматривается проблема жанровых особенностей шахрошуба[180]. Если подытожить выводы, которые сделал А.Мирзоев в своих статьях о шахрошубе, то оказывается, что ученый считает неприемлемым проявление нового литературного жанра, т.е. шахрошуба в различных традиционных стихотворных формах.
В работах ученых востоковедов Е.Э. Бертельса и А.Н. Болдырева шахрошуб исследуется в тесной взаимосвязи с рассмотрением городской литературы ремесленных кругов. А.Н. Болдырев в своей монографии, посвященной
Зайниддину Васифи, исследуя литературу ремесленных кругов, определяет шахрошуб как особый вид (жанр) городской поэзии ремесленных кругов. Основоположником этого поэтического вида (жанра) он считает Сайфи Бухори, и в результате сравнения ремесленных стихов последнего с шахрошубом Сайидо, исследователю удается установить некоторые стилевые и жанровые особенности шахрошуба[181]
. Надо признать, что некоторые выводы ученого о жанровых особенностях шахрошуба не потеряли своего значения и сегодня.
Обозревая степень изученности шахрошуба и его жанровых особенностей, необходимо отметить и уже названную статью Мухаммада Джаъфара Махджуба. Она представляет собой поверхностный (общий) взгляд на истоки возникновения жанра шахрошуб и его историческое развитие. В отдельном разделе обсуждаются особенности этого литературного жанра.
В антологии Ахмада Еулчина Маони и ее исследовательской части приводится много полезных материалов и точных данных о шахрошубе, которые были широко использованы последующими исследователями этого
литературного жанра. В исследовательской части своей антологии Еулчин Маони, признавая шахрошуб отдельным поэтическим видом, рассматривает некоторые жанровые признаки шахрошуба, как, например, его сочинение в различных стихотворных формах, наличие его образцов с названиями «оламошуб», «дахрошуб», «чахоношуб», «фалакошуб» также подтверждает, что шахрошуб как поэтический вид является изобретением Масъуда Саъда Салмана. В этой статье также отмечается существование арабских и турецких подражаний (назире), на основе анализа отрывков из собранных шахрошубов показано их просветительское значение[182]
.
Вопросы истории возникновения и жанровых особенностей шахрошуба широко рассмотрены в работах исследователей турецкой литературы. Исследователи этого литературного жанра в турецкой литературе М. Иззат, Огох Сирр Лаванд, Е.И. Маштакова и другие написали отдельные монографии и изложили в них свои мысли о возникновении этого литературного жанра, его исторической эволюции в турецкой литературе, а также о жанровых чертах этого поэтического вида[183].
В последние годы был опубликован ряд научных работ, посвященных историческому развитию и жанровым особенностям шахрошуба. В их числе можно назвать монографии С. Саъдиева, А. Афсахзода, У Каримова и Ш.
Шукурова, отдельные разделы которых посвящены шахрошубу. С.Саъдиев, пользуясь методом сравнительного анализа шахрошубов Масъуда Саъда Салмона и Сайидо Насафи, а, также, вникая в литературные особенности
шахрошубов поэтов XV века Мавлоно Озари, Мухаммада Хошима, Мавлоно Джамолиддина Огахи, Вахида Табрези Куми и Амира Хосрова Дехлави, также А.Афсахзод, рассматривая шахрошубы Огахи, Козими, Нахви и других, написанные как газели, серьезно занимались исследованием вопросов исторического развития и жанровых особенностей шахрошуба. Выводы, к которым пришли эти ученые, ставят под сомнение правильность мыслей и положений других исследователей, в том числе и А. Мирзоева[184]
.
У Каримов в своей работе, следуя за мыслями Ахмада Гулчина Маони и С. Саъдиева, Ш. Шукурова, солидаризируясь с основными моментами исследований А.Мирзоева и А.Н.Болдырева, занимался комментированием и толкованием вышеназванных их работ. Верно, что У. Каримов занялся периодизацией исторического развития жанра шахрошуб и в определенной степени показал специфику двух периодов его развития - до и после XVI века[185].
У русского востоковеда А.С.Сухочева есть статья о теории жанра шахрошуб, которую можно считать одной из последних работ, посвященных этому литературному жанру. В этой статье автор на материале литературы
урду исследует теорию жанра шахрошуб и заключает, что «в течение почти двухвекового развития в литературе урду шахрошуб так и не обрел особой, только ему свойственной формы.»[186]
А.С. Сухочев пришел к такому ошибочному выводу в результате того, что не смог определить общность формальных особенностей этого литературного жанра.
Таким образом, исследование вопросов формирования и развития поэзии шахрошуб и его жанровых особенностей в определенной степени стало предметом научных споров и дискуссий в востоковедческой науке, в том числе в таджикском литературоведении, что заложило крепкую основу для серьезного изучения этого древнего жанра классической персидско-таджикской литературы.



[164] Эволюция классической газели на фарси/X-XV/. - Москва: Наука, 1989; Отахонова
X. Таҳаввули жанри достон дар назми муосири точик. - Душанбе: Дониш, 1983; Аминов А.
Жанр рубаи и советская лирико-философская поэзия.-Д.: Дониш, 1988. Раҳмонов Ш. Му-
саммат, ташаккул ва таҳаввули он.- Д.: Дониш, 1987; Зеҳнй Ф. Жанри соқинома дар ада-
биёти форсу точики асрҳои
XII-XIV, Д.: Дониш, 1991. Худойбердиев А. Узбек поэзиясида
мураббаъ,- Сам: Адабиёт ва санъат, 1991. Кароматуллоева Н. Мавқеи дубайтй дар адабиёти
точик.- Д.: Ирфон, 1972 ва ғайраҳо.
[165]Шаҳрошўб дар шеъри форсй. Таълифи Аҳмад Гулчини Маонй,- Теҳрон, 1346, саҳ.67
[166]   Хондамир. Ҳабиб-ус-сияр,чопи сангй, Бомбей,1877,ч.З,чузъи 3, саҳ.349. - Каримов У
Адабиёти точик дар асри XVI, Д.: Дониш,1985, саҳ.147.
[167] Болдырев А.Н.Зайнаддин Васифи таджикский писатель XVI в. (Опыт творческой
биографии) - Ст.: Таджикгосиздат, 1957, с.251-276.
[168] Мирзоев А. Сайфии Бухорй ва мавқеи ў дар таърихи адабиёти доираҳои хунармандй,-
Сездаҳ мақола (Аз таърихи адабиёти
X-XV форс-точик).-Д.: Ирфон, 1977, саҳ.274-287.
[169]   Навой А. Мачолис-ун-нафоис.-Асарлар, 15 томлик, 12 т., Тош.: Ғ.Ғулом номидаги ба-
дий адабиёт нашриёти, 1966, 73 б.. Мирзоев А. Сайфии Бухорй ва мавқеи ў дар таърихи ада-
биёти доираҳои хунармандй,- Сездаҳ мақола (Аз таърихи адабиёти
X-XV форс-точик).-Д.:
Ирфон, 1977,саҳ.284.
[170] Шаҳрошўб дар шеъри форой..., саҳ.3-4.
[171] Сухочев А.С. Шахрашоб в литературе урду.-Теория жанров литератур Востока. -
М.:Наука, 1985, с.59.
[172] Ҳамон чо, саҳ. 60.
[173] Сабки хуросонй дар шеъри форой. Таълифи Муҳаммад Чаъфари Махчуб.-Теҳрон, 1345.
[174] Шаҳрошўб дар шеъри форой. Таълифи Аҳмад Гулчини Маонй.- Теҳрон, 1346.
[175] Асари мазкур, саҳ.8.
[176] Мирзоев А. Сайидо ва мақоми ў дар таърихи адабиёти точик,- Ст.: Нашриёти давла-
тии Точикистон, 1947, саҳ.111-115.
[177] Дар иқтибоси Махчуб номи ин шоир « Ҳарифй» омадааст\ниг.: Сабки хуросонй дар
шеъри форсй, таълифи Муҳаммад Чаъфари Махчуб,Теҳрон,1345, саҳ.682.
[178] Шаҳрошўб дар шеъри форсй..., саҳ. 8-9.
[179]   Мирзоев А. Сайидо ва мақоми ў дар таърихи адабиёти точик, Ст.: Нашриёти давлатии
Точикистон, 1947, саҳ. 111 -115.
[180] Мирзоев А. Шаҳрошуб ва «Шаҳрошуб»-и Сайидо,- мач. Шарқи Сурх, 1948, № 2,
саҳ.41-42; Сайфии Бухорй ва мавқеи ў дар таърихи адабиёти доираҳои ҳунармандй,- Сездаҳ
мақола(Аз таърихи адабиёти
X-XV форс-точик).-Д.: Ирфон,1977, саҳ.274-287.
[181] Болдырев А.Н.Зайнаддин Васифи таджикский писатель XVI в. (Опыт творческой
биографии) -Ст.: Таджикгосиздат, 1957, с.251-276.
[182] Шаҳрушўб дар шеъри форсй..., саҳ.5-8.
[183] Дар ин бора ниг.: Иззет М. Турк адабиётинда шеҳренгизлер, Истамбул,1936. Левенд
Огах Сирри. Турк адабиётинда шеҳр-енгизлер, ИстамбулЛ958. Маштакова Е.И. Из истории
сатиры и юмора в турецкой литературе, М., Наука,1972.
[184] Саъдиев С. Адабиёти точик дар асри XYII, Д.: Дониш, 1985, саҳ.238-259. Афсаҳзод
А. Адабиёти форсу точик дар нимаи дуввуми асри
XY, Китоби аввал, Д.: Дониш, 1987,
саҳ.117-118, 179-190.
[185] Каримов У Адабиёти тол>ик дар асри XVI, Д.: Дониш, 1985, саҳ. 147.
[186] Сухочев А.С. Шахрашоб в литературе урду.-Теория жанров литератур Востока.-
М.:Наука, 1985, с.59.

© Иран-Наме №3 (15) 2010г.

© Дадабоев М. О степени изученности жанра «Шахрошуб».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мой любимый это Клинтон. Он мне позволил поселиться в США, то есть при нём я эмигрировал из Молдавии, несчастной страны, раздираемой то ли войной, то ли нежданной независимостью ...
90 беженцев из Донбасса могут оказаться на улице - их выгоняет руководство Донецкой железной дороги. Хотя за помещения в детском лагере "Березка" беженцы платят исправно, сами сделали ремонт и обустроили свой быт. Вернее, все это сделали благотворители, которые теперь пытаются отстоять по ...
А продают ли сейчас вот такие головоломки? Или только старые по барахолкам искать? ...
Вы могли получить письмо вроде такого: "Dear ..., We have become aware that your portfolio now includes titles with spammy repetitive words or phrases. Repetitive titles like “orange, orange, orange” and “icon arrow, icon arrow, icon arrow” create a poor customer experience, and ...
На заре золотой эры развития телеканалов во Владивостоке была такая телекомпания РВК. Про нее много вспоминали в этом посте Все прекрасно помнят, какое количество контента они умудрялись переводить и выдавать в эфир. Предлагаю напрячь память и попробовать вспомнить какие сериалы они ...