О статье "Наши разногласия" Р.Ищенко
olegnemen — 28.07.2015
Ростислав Ищенко написал
статью «Наши разногласия» - про то, что
патриотам разного толка (и правым, и левым), нужно оставить
разногласия по украинской политике Кремля, объединиться и
сосредоточиться на «
сохранении и приумножении военной,
политической и экономической мощи и внешнеполитической
маневренности российского государства, на расширении его
политической ресурсной базы». При этом речь в статье идёт о
трёх идейных направлениях, которые автор считает основными в
России. Интересно, что они рассматриваются на примере меня как
представителя русского православного национализма, Бориса Рожина
как представителя советского патриотизма, и самого Ищенко как
представителя имперского евразийства. Так, «
мы втроем в
значительной степени персонализируем три основных направления
патриотической идеологии».
Так как речь в частности и обо мне, то немного поделюсь своими
ответными соображениями.
Не буду уточнять некоторые неточности в описании моих
взглядов, потому что я в этой статье просто «персонифицирую»
определённые настроения – это вряд ли подразумевает, что они должны
полностью совпадать с моими собственными мыслями.
С основным пафосом статьи я, конечно, согласен: всем нам
хочется видеть Россию богатой и сильной. Разве что мне кажется, что
и по самым основным вопросам о Новороссии мы тоже можем
придерживаться довольно схожих позиций. А из статьи как-то грустно
следует, что здесь-то мы не согласимся, ну хоть по вопросу о силе
России должны не спорить. Кажется, я просто оптимистичнее.
Но поделюсь и недоумением. Я как-то не вижу обозначенной
проблемы: представители этих течений друг с другом очень
переплетены и каких-то жёстких противостояний я не наблюдаю. А
идейные дискуссии идут, причём всё острее, ну так и хорошо – лишь
бы люди не ссорились. К тому же Ищенко я отношусь дружественно,
несмотря на самые разные идейные расхождения и оценки. То есть я не
разделяю сами те переживания, на которых основана статья. И что
значит «объединяться ради силы России» мне тоже непонятно – это
конкретно как? Политическим движениям, если образуются,
объединяться глупо – они нужны именно своей альтернативностью.
Хотя, оговорюсь, и я не политик, и оба других «персонификатора»
тоже…
Но теперь пару слов критики от меня (как представителя
консервативного национализма) той идеологической презентации
«евразийского имперства», которая дана Ищенко. В ней очень ярко
проявлены те черты этой идеологии, которые являются не только
предметом критики с нашей стороны, но нередко и поводом для
недоумения.
Вот Ищенко пишет:
«русский народ научился так организовывать свое
государство, что жизнь с народами иноплеменными и иноверными в
одном политическом и экономическом пространстве оказывалась
выгодной всем»; и «только русские создали политическую
систему, способную без лишнего напряжения удерживать эти
пространства».
Полностью согласен. Но далее из этого делается вывод о том,
что больше Россия не должна быть государством русского народа, ведь
для спасения страны требуется «сохранение имперского,
многонационального, многоконфессионального и принципиально
интернационального характера России».
Вывод, на мой взгляд, совершенно абсурдный и никак из
предыдущих констатаций не следует. Если столь успешное государство
на этих просторах создано русскими, то почему же так важно, чтобы
оно не было их государством? По-моему, описанный факт заслуг
русского народа в создании государственности на этих землях
означает только то, что государствообразующая роль русского народа
является её системным фактором, без которого государственная жизнь
здесь нормально работать не может. И история распавшегося СССР тому
прекрасное подтверждение.
А эта роль может быть обеспечена только двумя моделями:
а) русские – это весь православный народ страны, официальным
представителем которого является Русская церковь, имеющая
государственный статус, и власть, представленная русским царём,
венчанным на царство главой Русской церкви; с другими народами,
живущими в государстве, царь имеет особые отношения (обыкновенно
договорные);
б) русские – граждане Русского национального государства,
власть которого избирается путём всеобщего голосования и имеет
легитимацию от нации; представители других народов имеют равные
гражданские права, а также статус национальных и этнических
меньшинств с соответствующими особыми правами, или же являются
другими нациями, входящими с Россией в многонациональную федерацию
(союз) на договорных основаниях.
Первая модель является традиционной, вторая модерной. Первая
существовала столетиями, но была снесена в 1917 г., вторая так ещё
и не реализована. В современных условиях они могут быть и
совмещаемы, так как и в наше время власти требуется легитимация и
снизу, и сверху. Главное, что обе обеспечивают русскую идентичность
власти и государствообразующее положение русского народа.
Подчеркну, что первая модель – имперская, вторая – национальная, но
они могут прекрасно сочетаться – все великие нации XIX-ХХ вв. имели
свои империи, что не только не мешало, но и помогало их
национальной жизни.
Но Ищенко предлагает ни то, ни другое, ни нечто среднее, а
что-то такое, что можно счесть инобытием СССР.
Касательно самой модели «интернациональной империи». В России
ведь такой никогда не было. У нас первые нации создали большевики,
но отношения даже в СССР не были интернациональными, так как
основная масса населения (русские) не была оформлена в нацию. Для
реализации в России модели интернациональных отношений (то есть
государственности, построенной на определённого рода отношениях
между отдельными нациями) нужно реализовывать ту самую модель,
которая была описана выше (б). А это и есть национализм, так как
подразумевает создание наций. Никакого интернационализма без
предварительного этапа нациостроительства быть не может по
определению – чтобы быть «между наций», нужно, чтобы были сами
«нации».
У нас же в РФ существует модель «ненациональное большинство» +
«отдельные нации», которые имеют отношения не друг с другом, а с
анациональным центром. Это к интернационализму никакого отношения
не имеет. Таким образом, как Ищенко видит создание
интернациональной государственности – для меня большой вопрос. Но
главное: я уверен, что это просто навозможно: если ты создаёшь
нацию, то она рано или поздно заявит о своём праве на суверенитет –
этот закон действует безотказно.
Традиционная же Российская империя не была ни
многонациональной, ни интернациональной. Она вообще была основана
на домодерных политических формах. И это довольно осмысленная тема
даже в самом евразийстве. То есть представленная Ищенко модель и к
евразийству имеет весьма отдалённое отношение.
В целом есть ощущение, что вопрос собственно модели
государственности Ищенко просто не особо продумывал, так как его
эта тема на самом деле и не волнует. Его интересует другое. Ищенко
пишет: «первичным является сохранение и укрепление российского
государства, как мощной военной, экономической, политической
единицы, способной обеспечивать поэтапное решение задачи реновации
контроля над имперским пространством».
Да, конечно, с этим мне трудно согласиться. Когда я говорю о
силе России – то «Россия» для меня – это страна, историческое
явление. А если речь идёт о государственной машине, созданной
большевиками и в уродско-обрезанных и искривлённых формах
существующей по сей день – я могу принимать её как печальную
данность, но никак не как что-то «первичное». Эта машина разрушила
историческую Россию и продолжает разрушать её по сей день, укрепляя
национальные республики и ущемляя права русского народа. Для меня в
политическом отношении первичен русский народ и его национальные
интересы. А РФ хороша постольку, поскольку она им соответствует.
Объективный национальный интерес состоит в объединении нации,
реинтеграции Русской земли, и если система РФ не способствует этой
цели, значит она плоха, и на неё надо давить, чтобы исправить это.
РФ – это продукт распада СССР, а этот исторический факт в принципе
не соответствует русским интересам. Это не значит, что её нужно
ослаблять, но это значит, что не она первична, и что её формы
далеко не идеальны. Уверен, что изменение форм в пользу соединения
государственности с русской народностью пошло бы только на пользу и
её мощи, и её успешному развитию.
Можно было бы подумать, что здесь в нашем споре мы имеем дело
со старой альтернативой двух моделей: «народ создаёт государство»
или «государство создаёт народ». Но Ищенко, отрицая право русских
на собственную государственность, одновременно и не является
сторонником «россиянства», то есть не признаёт за РФ право
создавать новый народ.
Он отстаивает (если я правильно понимаю)
наднациональную власть, которая формирует государственное поле – и
не важно с какими границами, с какими народами и в каких
государственных формах. А это та самая позиция, которую я
попытался подробно описать (и покритиковать) в
статье «Охранительство».
И это самая, наверное, опасная ловушка, в которую попадают
многие отечественные патриоты.