о "статье-бомбе"
bsv_aka_bsv — 20.10.2010 — Религия Теги: Савченко Текст иерея Николай Савченко из Лондона, написанный с целью примирить (?) исторические разногласия между РПЦЗ и МП путем простого отрицания сотрудничества иерархов РПЦЗ с фашистами и путем декларации головопятских тезисов об антисоветизме "большей части" РПЦ в годы ВОВ крайне уязвим для критики. Разумеется, люди, страдающие антисоветизмом в терминальной стадии могут начать размахивать его статьей как флагом, но тогда для людей адекватных могут понадобиться некоторые разъяснения.Попытки Савченко оправдать РПЦЗ освещением прогерманских позиций Румынской Церкви, Болгарской, Элладской и Финской Церквей неубедительны, поскольку положение Финской Церкви было тогда весьма сомнительным, болгары и греки занимались антисоветской пропагандой вяло, отдавая лишь дань вынужденному союзничеству своих правительств с Третьим Рейхом, ну а активный антисоветизм румынского патриарха - не повод на него равняться. Тем более для РПЦЗ середины XX века с ее неопределенным с точки зрения Поместных Православных Церквей каноническим статусом. Тем более, учитывая, что с первых лет Великой Отечественной войны Московскую Патриархию и митрополита Сергия (Страгородского) поддерживали Восточные патриархи: Константинопольский Вениамин, Александрийский Христофор II, Антиохийский Александр III, Иерусалимский Тимофей и епископат Сербской Православной Церкви (сербский патриарх Гавриил находился в гитлеровском плену).
Поддержка МП Восточными патриархами заключалась в основном в пересылке телеграмм, некоторые из которых митр. Сергий указывал оглашать во всех храмах на территории СССР и публиковать в печати. К числу последних относится, например, такая телеграмма Александрийского патриарха Христофора от 18 января 1942 г., написанная им после того, как до него дошла весть об успехе РРКА в битве за Москву: он писал, что его Церковь «гордится продолжающимися блестящими победами русских армий» и благословляет «её подвиги, которые будут способствовать триумфу союзников и обеспечат миру мир». Надо ли говорить, мнение каких Поместных Церквей традиционно более авторитетно для Всемирного Православия - Румынской или Константинопольской, Александрийской, Антиохийской?
Есть в статье и прямые ошибки (или ложь): Почти все иерархи и священнослужители, которые ранее при советской власти выражали себя как единомышленники митр. Сергия или даже были заодно с обновленцами, с приходом немецких войск согласно заявляли, что все их прежние выступления в поддержку советской власти были вынужденными уступками. Лишь 2-3% приходов всей Русской Церкви во главе с митр. Сергием поминали советскую власть, а остальные 97-98% приходов всей Русской Церкви поминали немецкую власть и даже благодарили ее за освобождение. Каких таких иерархов и священнослужителей имеет ввиду Савченко? Откуда взялись его "проценты"? Единственный правящий архиерей РПЦ на оккупированной территории митрополит Сергий (Воскресенский), несмотря на давление немцев и вынужденное сотрудничество с ними, прямо не отрекался от митр. Сергия никогда и по возможности отстранялся от акций, направленных против МП, за что в итоге и был немцами убит. Остальные утверждения в том абзаце голословны. В открывшихся на оккупированных территориях священники Русской Церкви могли молиться за Гитлера только совершив явное отступничество от Синода РПЦ во главе с митр. Сергием, т.е. перестав быть членами РПЦ. Митрополит Сергий еще 22 июня 1941 г. объявил, что даже пассивное содействие фашистам будет расцениваться как "прямая измена родине и своему пастырскому долгу", а Синод РПЦ позже огласил общую анафему всем клирикам, сотрудничавшим в годы войны с нацистами. Подробнее о позиции РПЦ в начале войны можно почитать здесь.
"Было бы большой ошибкой упрекать" сотрудничавших с нацистами "за некоторые иллюзии", пишет Савченко. Каждый сам может решить, стоит или нет осуждать людей, которые писали, что для них "не было лучшей музыки, как взрыв немецких снарядов". Поскольку моя статья на очень близкую тему уже несколько месяцев ждет своей публикации на Правмире, то мне бы не хотелось забегать вперед. Вдруг они все же, наконец, решатся. Но если пойдет массовый перепост статьи Савченко, то придется как-то может быть более развернуто реагировать, и публиковать её у себя или где-то еще.