О «стальном методе» в истории и потенциале мобилизации экономики

О «стальном методе» оценки промышленного потенциала, который использовали в годы второй мировой войны, я писал многократно. Сегодня хочу не столько провести аналогии с событиями на Украине, сколько дать информацию к размышлению.
Сначала о самом «стальном методе». Особую популярность «стальной метод» оценки промышленных потенциалов воюющих сторон имел в третьем рейхе. Сумрачный тевтонский гений решил, что главный показатель оценки промышленного потенциала для войны – это производство стали. Поскольку война — есть «мать» всех вещей, то сталь может считаться «матерью» всех видов вооружений.

Почти любое оружие – это, преимущественно, сталь.
И львиная доля этой стали идёт на боеприпасы.
Конечно, в оснащении вооруженных сил государства много нюансов: сталь без вольфрама и марганца не имела ценности, без горючего техника была бесполезна, а без продовольствия армию вообще содержать нельзя. Но при прочих равных, чем больше государство направило стали на производство вооружений, тем лучше армия вооружена и обеспечена боеприпасами.
Но узнать сколько страна производит танков, самолетов, снарядов – не просто. А объём производства стали, обычно не является секретным.
Поэтому немецкие аналитики просто сравнивали объёмы производства стали и, таким образом вычисляли военно-промышленный потенциал государства.
Исходя из этого положения было просчитано сколько стали потребуется для изготовления каждого вида вооружений и военных материалов: на производство танков нужно такое-то количество стали, на производство боеприпасов — такое-то количество, на производство самолетов такое-то количество... Когда посчитали, выяснилось, что вооружение Германии эквивалентно X тонн стали, а вооружение противников Германии равняется Y тонн стали. Сравнили выяснилось, что вооружение противника всего в два раза превосходит немецкое. А поскольку в рейхе считали, что генералы и солдаты Германии — лучшие в мире, то данный показатель вполне оптимистичный для перспектив войны. Согласно немецким подсчетам «стальным методом» в 1943 году вооружение стран оси и вооружение стран союзников в Европе выражалось соотношением 1: 1,7, хотя в действительности оно могло равняться 1:3.
И «стальной метод» давал довольно точные прогнозы, пока Германия не напала на СССР.
Подсчитанный по «стальному методу» военно-промышленный потенциал СССР, показывал, что производство боеприпасов и вооружений должно было резко упасть, особенно после потери Донбасса. А СССР на Урале, наоборот, производство вооружений наращивал. СССР в канун войны производил 18,3 млн. тонн стали в год, а Германия 43,6 млн. тонн стали. Превосходство более чем двойное. Однако Советский Союз преподнес имперской канцелярии сюрприз - советская промышленность из каждой тонны стали делала вооружений больше, чем любая другая страна мира!
Это общие представления о истории «стального метода» оценки военного потенциала промышленности я хочу дополнить некоторыми современными цифрами.
В 2021 году больше половины мирового производства стали приходилось на Китай - 1032,8 млн. тонн. Всего же в мире было произведено 1950,5 млн. стали. На долю России приходилось 76 млн. тонн стали, а на долю США 86 млн. тонн стали.
Пятерка лидеров по производству стали в 221 году выглядела так: Китай (1032,8), Индия (118,1), Япония (96,3), США (86), Россия (76).
В следующем материале расскажу по каким признакам можно было определить, что мобилизация экономики началась на исторических примерах.
|
</> |