О созыве Поместного собора
diak-kuraev — 24.02.2016 Горячим головам, призывающим к проведению Поместного Собора для смещения патриарха Кирилла, советую прочитать Устав РПЦ."Поместный Собор созывается по мере необходимости Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом.
Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, включаемых в состав Поместного Собора по должности или избираемых, в соответствии с Положением о составе Поместного Собора.
Положение о составе Поместного Собора, а также изменения и дополнения к нему, утверждаются Архиерейским Собором.
Ответственность за подготовку Поместного Собора несет Архиерейский Собор, который разрабатывает, предварительно одобряет и вносит на утверждение Поместного Собора регламент заседаний, программу, повестку дня, структуру этого Собора, а также принимает иные решения, относящиеся к проведению Поместного Собора.
В случае, если Поместный Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом, предложения о регламенте заседаний, программе, повестке дня и структуре Поместного Собора утверждаются Архиерейским Собором, заседание которого в обязательном порядке должно предшествовать Поместному Собору...
... Архиерейский Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного Собора, а также в исключительных случаях, предусмотренных, в частности, статьей 20 главы V настоящего Устава.
По предложению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода или 1/3 членов Архиерейского Собора — епархиальных архиереев может быть созван внеочередной Архиерейский Собор, который в таком случае собирается не позднее, чем через шесть месяцев после соответствующего синодального решения или обращения группы архиереев к Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду.
(гл. 5 п. 20: В тех случаях, когда Патриарх Московский и всея Руси признает, что принятое Синодом решение не принесет пользы и блага Церкви, он заявляет протест. Протест должен быть сделан на том же заседании и затем изложен в письменном виде в семидневный срок. По истечении этого срока дело вновь рассматривается Священным Синодом. Если Патриарх Московский и всея Руси не найдет возможным согласиться и с новым решением дела, то оно приостанавливается и передается на рассмотрение Архиерейского Собора. Если отложить дело невозможно и решение должно быть принято незамедлительно, Патриарх Московский и всея Руси действует по своему усмотрению. Принятое таким образом решение выносится на рассмотрение чрезвычайного Архиерейского Собора, от которого и зависит окончательное разрешение вопроса).
***
Так что вариант созыва собора по инициативе снизу не предусмотрен.
И не стоит тут плакать про "умаление соборности". В истории православия соборы вообще созывались прежде всего императорами.
Православие это древнее создание. Из той поры, когда жабры уже были, а "легкие" демократии еще ни у кого не развились. Поэтому смешны призывы жить "по древним уставам" и при этом требовать новейших демократических процедур.
Я помню, был период, когда в церкви было выборное начало. И соборы собирались несколько раз в год, и епископы советовались в пресвитерами, и народ избирал как тех, так и других. Но это были "слишком ранние предтечи слишком медленной весны".
Потом пришел любимый именно нынешними алармистами имперский период, и все эти демократические всходы были раздавлены. Отчасти - справедливо. Ибо превращение церкви из гонимой и сплоченной, убежденной секты в имперскую идеологию привело к жуткому падению уровня убежденности приходских и поповских масс. Со времен Константина массовое православие становится собранием пофигистов-житейскихматериалистов. Как и любая "народная религия".
Поэтому остатки веры и богословия пришлось срочно спасать от многократно умножившегося и ставшего церковно-невежественным народа. Осознав проблему "квалификации избирателей", церковь отказалась от своих былых правил и преданий.
И сегодня невозможно возродить церковную демократию без решения вопроса о критериях - кому позволено голосовать, кому предоставить активное избирательное право. Если "всем крещеным" - то иеромонах Фотий немедленно будет избран Патриархом.
|
</> |