О соревновании T-X для смены Northrop Talon в ВВС США



Грациозный T-38C Talon (на все картинки стоит нажать).

Прямой наследник — Northrop Grumman model 400 после первого полета в этом году.
О всемирноисторическомзначении T-X
Суть указана в табличке. В ней написано, что с конца 50-х годов в США выпущено дюжина сотен сверхзвуковых самолетов, три сотни до сих пор много летает, в крупнейших ВВС. Накал соревнования проектов T-X велик: это и деньги ($8.4 млрд с 2020) и конструкторская слава. Соревнуются: Lockheed, Boeing, SAAB, Northrop Grumman, BAe — самые знаменитые разработчики сверхзвуковых самолетов на западе (нет только Dassault) и среди них советский проект — Як-130 (дозвуковой, по сути, на его основе итальянский T-100).
Начну с того, что авиаконструктор Эдгар Шмюд (Edgar Schmüd) славнейшей в то время фирмы North American (слилась с Rockwell, потом поглощена Boeing в 1996) ушел в не столь удачливую фирму Джона Нортропа. Эдгар Шмюд — немецкий инженер, еврей, к 30 годам уехал в Бразилию (до нацизма) и перебрался в США. Именно он возглавлял разработку знаменитого Mustang, Twin Mustang, Sabre и первого сверхзвукового Super Sabre. В Northrop он занялся все тем же — проектом легкого истребителя. Любопытно, что вновь разрабатываемый Northrop Grumman model 400 следует облику проекта конца 50-х, не стареет классика. Хотя можно увидеть, что изменилось за полвека-то.
обозначение | [N400] | [N38] | T-50A | T-100 | − | T-38C | F-20 | JAS-39D |
создатели | NGC BAe, L3 |
Boeing SAAB |
Lockheed KAI |
Leonardo Raytheon |
Northrop | Northrop | SAAB | |
США и... | Англия | Швеция | Корея | Италия | Швеция | |||
первый полет | 2016 | [2017] | 2002 | 2004 | 1959 | 1982 | 1988 | |
построено | 1 | 1 | 82 | 49 | 1187 | 3 | 264 | |
прообраз | Northrop T-38C BAe Hawk |
Boeing Hornet |
GD F-16 |
Як Як-130Д |
Northrop F-5A |
Northrop F-5E |
Northrop F-20 |
|
экипаж, чел. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | |
двигатель | GE F404-102D |
GE F404-102 |
GE F404-102 |
Honeywell F124-200 |
GE J85-5A |
GE F404-100 |
Volvo F404-400 |
|
без форсажа, кгс | 5000 | 5400 | 5400 | 2x2850 | 2x1215 | 5000 | 5500 | |
взлетная тяга, кгс | 8030 | 8030 | 2x1750 | 7700 | 8200 | |||
скорость до, Mach | [1.3] | [1.8] | 1.5 | [1.1] | 1.25 | 2 | 2 | |
порожняя масса, кг | [4000] | 6470 | 4600 | 3270 | 5970 | 7100 | ||
площадь крыла, м² | [16−18] | 23.7 | 23.5 | 16 | 18.6 | 30 | ||
размах | [7.7] | 9.45 | 9.7 | 7.7 | 8.5 | 8.4 | ||
перегрузка, ед. | [+8/−3] | +8/−3 | +8/−3 | +7.33/−3 | +9/−3 | +9/−3 | ||
объем баков, л | [2200] | 2655 | 2500 | 2206 | 2500 | 2650 | ||
ЭДСУ | + | + | + | + | нет | 2 канала | + | |
обозначение | [N400] | [N38] | T-50A | T-100 | − | T-38C | F-20 | JAS-39D |
взлетная тяга/ порожняя масса |
[1.24] | 1.24 | 1.24 | 1.07 | 1.29 | 1.15 | ||
удлинение крыла | [3.5−3.8] | [4] | 3.77 | 4 | 3.71 | 3.88 | 2.35 |
Пояснения:
1. Графа Прообраз указывает на самолет, который явно взят за основу проекта. По сути, тренировочные самолеты — это часто уменьшенный проект истребителя, а T-38 даже и не уменьшенный F-5A, только упрощен. Совпадает с большим прообразом все до подробностей: шасси, наплывы, тип воздухозаборника, стреловидность, план крыла, механизация, даже перегородки, оперение. Далее всего от прообраза, кажется, N400, ну так лет много прошло и у него есть второй прообраз — BAe Hawk.
2. В таблице справа близкие проекты: T-38 — понятно; Gripen и F-20 потому что это истребители с тем же, по сути, двигателем. Любопытно увидеть отличие T-50A и настоящего истребителя по массе.
3. [скобки] — означают, что значение предположительное. Скорость взята у прообраза, название — бортовой номер (для моего удобства).
4. Удлинение крыла по формуле: размах²/площадь.
5. Тяговооруженность для пустого, потому что перегрузочная взлетная масса не показательна. Вообще, этот показатель, чтобы прикинуть потребную порожнюю массу N400.
Мои замечания к увиденному
1. N400 — Northrop Grumman model 400
Этот проект самый легкий, простой, наиболее близкий к Talon. Уже ясно, что самый дешевый в закупке и использовании. Бесфорсажный сверхзвуковой маневренный самолет, опирающийся на самое опытное в этом деле объединение:
Northrop Grumman — руководство, заделы T-38. Очевидно за основу взят Talon, его крыло и механизация, облик. С важными исключениями — например, горизонтальное оперение выше относительно плоскости крыла, шасси ниже.
BAe — обладатели наилучшего оборудования для Goshawk, который уже победил в таком соревновании для ВМС США. Обратите внимание на общий фонарь N400. Он напоминает о Hawk... и N38 — Boeing собирает Goshawk для ВМС США. Если прглядеться, то высота шасси, столь отличная от T-38, у N400 от Hawk. Шасси имеет самую широкую базу, что важно для тренировочного самолета.
L-3 — опытный разработчик тренажеров.
Scaled Composites, основанные славным Бертом Рутаном (Burt Rutan), — разработчики планера. Явно будут злоупотреблять пластмассой. Простенькая хлипкая передняя нога шасси — родовой признак работ Рутана. Кстати, model 400 именно их фирменный индекс, а, скажем, model 351 Stratolauncher, который должен был впервые полететь летом и почти готов, отложен из-за занятости, как видно.
Это любительская в недавнем прошлом фирма с несколькими десятками сотрудников, построили множество удивительнейших самолетов, которым не так уж везло, зато знамениты, обладают историческими рекордами: кругосветные перелеты без посадки (Voyager, GlobalFlyer), полет за пределы атмосферы с пассажиром (SpaceShipOne и Two -- они же первые сверхзвуковые самолеты любительской постройки), самый большой по размеру самолет (Stratolauncher).
Основатель Рутан тяжело болеет, потому пристроил свою фирму в Northrop Grumman, где без его руководства сделали несколько замечательных образцов, включая X-38 и X-47A. Они проектируют очень быстро, опираясь только на расчетные методы, не используя аэродинамические трубы, стенды и прочее. Представьте такое в 70-е. При всей славе успехи на рынках пока весьма скромные, хотя есть. Потому в прошлом году решили строить новый самолет, а не лезть с развитием BAe Hawk. И вот он уже летает.
Недостаток N400 очевиден — это учебный самолет, а не учебно-боевой. ВВС США очевидно могут себе позволить специальный самолет.
2. N38 — Boeing T-X
Планером занимались в SAAB, но решения от Boeing Hornet, которые на самом деле от Northrop. Притом Boeing собирает Goshawk для ВМС — BAe. Запутанные дела: всюду Northrop, всюду BAe. Вот и фонари N400 и N38 похожи на Goshawk.
Goshawk победил в похожем соревновании VTXTS аж 1978 года (см.: google.ru/search?tbm=isch&q=VTXTS). Выбрали в 1981.
Прикидочные значения в таблице от Super Hornet, так как аэродинамика и воздухозаборники явно оттуда. Проект ничем меня не привлекает. Трудно будет превзойти уже давний Lockheed T-50A. Остальные показатели должны быть близки к T-50A.
Разве что достижения именно последнего десятилетия и преемственность от Goshawk? Вроде бы, Boeing напирает на офигенную маневренность: много тяги, два киля, явно большое крыло с прибамбасами.
3. T-50A — Lockheed KAI T-50A
Легкий истребитель в задумке. Ответ на китайские и северокорейские многочисленные легкие истребители и успех Gripen. Однако успехи проекта за десятилетия скромны. Выбор между T-50A и N38 за пределами моих возможностей, данных мало.
Отмечу скорость. При довольно большой тяге Mach до 1.5. Видимо, воздухозаборник сказывается. Воздухозаборник как у J-10B ему, ведь китайцы содрали разработку GD. Скорость важна истребителю, а не тренировочному самолету.

Воздухозаборник без отсекателя погранслоя, разработанный подразделением General Dynamics, авторами F-16 (ныне истребительное отделение Lockheed).
4. T-100 — Leonardo T-100
Ранее назывался Aermacchi M346 Master. Единственный двухдвигательный. Еще один самолет без форсажа. У него дозвуковая аэродинамика с элементами сверхзвуковой — наплывы. Два двигателя это увеличенные расходы на содержание и большая вероятность отказов, при меньшей вероятности тяжелого происшествия вследствие отказа двигателя. Но обучаемому летчику посадка с отказом двигателя — предпосылка.
Скорость я поставил завышенную, однако M346 действительно развил M=1.15 однажды. Вообще, сверхзвуковая скорость тренировочному самолету нужна, чтобы осваивать трансзвуковые особенности полета, а они-то теперь управляются вовсе не вручную. Маневренность должна быть вровень с соперниками, чуть меньше тяги, чуть больше ограничений.
Отмечу особенности T-100 в сравнении с Як-130. Полностью американское оборудование. Даже европейских систем в нем мало. Ну и шасси: оно выше, чем у Як-130, нет взлетного канала воздухозаборинка.
Тренажеры изготовит опытнейший Raytheon. Raytheon имеет опыт оборудования тренировочных самолетов для ВМС и ВВС: Texan II и Jayhawk. Некоторые невежи, изображая конечно знатоков, полагают Raytheon свадебным генералом — это совсем не так.