О соревновании T-X для смены Northrop Talon в ВВС США

топ 100 блогов engineering_ru13.12.2016 Оригинал взят у О соревновании T-X для смены Northrop Talon в ВВС США jr0 в О соревновании T-X для смены Northrop Talon в ВВС США
Мои заметки о соревновании предложений замены сверхзвуковому самолету для обучения Northrop T-38 Talon. Пришла пора менять легенду. Программа названа T-X и началась довольно давно, но в этом году происходит главное: готовы два новых проекта NGC и Boeing (два других уже имеют прошлое).

О соревновании T-X для смены Northrop Talon в ВВС США
Грациозный T-38C Talon (на все картинки стоит нажать).

О соревновании T-X для смены Northrop Talon в ВВС США
Прямой наследник — Northrop Grumman model 400 после первого полета в этом году.


О всемирноисторическомзначении T-X

Суть указана в табличке. В ней написано, что с конца 50-х годов в США выпущено дюжина сотен сверхзвуковых самолетов, три сотни до сих пор много летает, в крупнейших ВВС. Накал соревнования проектов T-X велик: это и деньги ($8.4 млрд с 2020) и конструкторская слава. Соревнуются: Lockheed, Boeing, SAAB, Northrop Grumman, BAe — самые знаменитые разработчики сверхзвуковых самолетов на западе (нет только Dassault) и среди них советский проект — Як-130 (дозвуковой, по сути, на его основе итальянский T-100).

О соревновании T-X для смены Northrop Talon в ВВС США
Эдгар Шмюд автор North American Mustang.

Начну с того, что авиаконструктор Эдгар Шмюд (Edgar Schmüd) славнейшей в то время фирмы North American (слилась с Rockwell, потом поглощена Boeing в 1996) ушел в не столь удачливую фирму Джона Нортропа. Эдгар Шмюд — немецкий инженер, еврей, к 30 годам уехал в Бразилию (до нацизма) и перебрался в США. Именно он возглавлял разработку знаменитого Mustang, Twin Mustang, Sabre и первого сверхзвукового Super Sabre. В Northrop он занялся все тем же — проектом легкого истребителя. Любопытно, что вновь разрабатываемый Northrop Grumman model 400 следует облику проекта конца 50-х, не стареет классика. Хотя можно увидеть, что изменилось за полвека-то.

обозначение [N400] [N38] T-50A T-100 T-38C F-20 JAS-39D
создатели NGC
BAe, L3
Boeing
SAAB
Lockheed
KAI
Leonardo
Raytheon
Northrop Northrop SAAB
США и... Англия Швеция Корея Италия Швеция
первый полет 2016 [2017] 2002 2004 1959 1982 1988
построено 1 1 82 49 1187 3 264
прообраз Northrop
T-38C
BAe
Hawk
Boeing
Hornet
GD
F-16
Як
Як-130Д
Northrop
F-5A
Northrop
F-5E
Northrop
F-20
экипаж, чел. 2 2 2 2 2 1 2
двигатель GE
F404-102D
GE
F404-102
GE
F404-102
Honeywell
F124-200
GE
J85-5A
GE
F404-100
Volvo
F404-400
без форсажа, кгс 5000 5400 5400 2x2850 2x1215 5000 5500
взлетная тяга, кгс 8030 8030 2x1750 7700 8200
скорость до, Mach [1.3] [1.8] 1.5 [1.1] 1.25 2 2
порожняя масса, кг [4000] 6470 4600 3270 5970 7100
площадь крыла, м² [16−18] 23.7 23.5 16 18.6 30
размах [7.7] 9.45 9.7 7.7 8.5 8.4
перегрузка, ед. [+8/−3] +8/−3 +8/−3 +7.33/−3 +9/−3 +9/−3
объем баков, л [2200] 2655 2500 2206 2500 2650
ЭДСУ + + + + нет 2 канала +
обозначение [N400] [N38] T-50A T-100 T-38C F-20 JAS-39D
взлетная тяга/
порожняя масса
[1.24] 1.24 1.24 1.07 1.29 1.15
удлинение крыла [3.5−3.8] [4] 3.77 4 3.71 3.88 2.35


Пояснения:

1. Графа Прообраз указывает на самолет, который явно взят за основу проекта. По сути, тренировочные самолеты — это часто уменьшенный проект истребителя, а T-38 даже и не уменьшенный F-5A, только упрощен. Совпадает с большим прообразом все до подробностей: шасси, наплывы, тип воздухозаборника, стреловидность, план крыла, механизация, даже перегородки, оперение. Далее всего от прообраза, кажется, N400, ну так лет много прошло и у него есть второй прообраз — BAe Hawk.

2. В таблице справа близкие проекты: T-38 — понятно; Gripen и F-20 потому что это истребители с тем же, по сути, двигателем. Любопытно увидеть отличие T-50A и настоящего истребителя по массе.

3. [скобки] — означают, что значение предположительное. Скорость взята у прообраза, название — бортовой номер (для моего удобства).

4. Удлинение крыла по формуле: размах²/площадь.

5. Тяговооруженность для пустого, потому что перегрузочная взлетная масса не показательна. Вообще, этот показатель, чтобы прикинуть потребную порожнюю массу N400.



Мои замечания к увиденному


1. N400 — Northrop Grumman model 400



Этот проект самый легкий, простой, наиболее близкий к Talon. Уже ясно, что самый дешевый в закупке и использовании. Бесфорсажный сверхзвуковой маневренный самолет, опирающийся на самое опытное в этом деле объединение:

Northrop Grumman — руководство, заделы T-38. Очевидно за основу взят Talon, его крыло и механизация, облик. С важными исключениями — например, горизонтальное оперение выше относительно плоскости крыла, шасси ниже.

BAe — обладатели наилучшего оборудования для Goshawk, который уже победил в таком соревновании для ВМС США. Обратите внимание на общий фонарь N400. Он напоминает о Hawk... и N38 — Boeing собирает Goshawk для ВМС США. Если прглядеться, то высота шасси, столь отличная от T-38, у N400 от Hawk. Шасси имеет самую широкую базу, что важно для тренировочного самолета.

L-3 — опытный разработчик тренажеров.

Scaled Composites, основанные славным Бертом Рутаном (Burt Rutan), — разработчики планера. Явно будут злоупотреблять пластмассой. Простенькая хлипкая передняя нога шасси — родовой признак работ Рутана. Кстати, model 400 именно их фирменный индекс, а, скажем, model 351 Stratolauncher, который должен был впервые полететь  летом и почти готов, отложен из-за занятости, как видно.

Это любительская в недавнем прошлом фирма с несколькими десятками сотрудников, построили множество удивительнейших самолетов, которым не так уж везло, зато знамениты, обладают историческими рекордами: кругосветные перелеты без посадки (Voyager, GlobalFlyer), полет за пределы атмосферы с пассажиром (SpaceShipOne и Two -- они же первые сверхзвуковые самолеты любительской постройки), самый большой по размеру самолет (Stratolauncher).

Основатель Рутан тяжело болеет, потому пристроил свою фирму в Northrop Grumman, где без его руководства сделали несколько замечательных образцов, включая X-38 и X-47A. Они проектируют очень быстро, опираясь только на расчетные методы, не используя аэродинамические трубы, стенды и прочее. Представьте такое в 70-е. При всей славе успехи на рынках пока весьма скромные, хотя есть. Потому в прошлом году решили строить новый самолет, а не лезть с развитием BAe Hawk. И вот он уже летает.


Недостаток N400 очевиден — это учебный самолет, а не учебно-боевой. ВВС США очевидно могут себе позволить специальный самолет.


2. N38 — Boeing T-X



Планером занимались в SAAB, но решения от Boeing Hornet, которые на самом деле от Northrop. Притом Boeing собирает Goshawk для ВМС — BAe. Запутанные дела: всюду Northrop, всюду BAe. Вот и фонари N400 и N38 похожи на Goshawk.

Goshawk победил в похожем соревновании VTXTS аж 1978 года (см.: google.ru/search?tbm=isch&q=VTXTS). Выбрали в 1981.

Прикидочные значения в таблице от Super Hornet, так как аэродинамика и воздухозаборники явно оттуда. Проект ничем меня не привлекает. Трудно будет превзойти уже давний Lockheed T-50A. Остальные показатели должны быть близки к T-50A.

Разве что достижения именно последнего десятилетия и преемственность от Goshawk? Вроде бы, Boeing напирает на офигенную маневренность: много тяги, два киля, явно большое крыло с прибамбасами.


3. T-50A — Lockheed KAI T-50A



Легкий истребитель в задумке. Ответ на китайские и северокорейские многочисленные легкие истребители и успех Gripen. Однако успехи проекта за десятилетия скромны. Выбор между T-50A и N38 за пределами моих возможностей, данных мало.

Отмечу скорость. При довольно большой тяге Mach до 1.5. Видимо, воздухозаборник сказывается. Воздухозаборник как у J-10B ему, ведь китайцы содрали разработку GD. Скорость важна истребителю, а не тренировочному самолету.

О соревновании T-X для смены Northrop Talon в ВВС США
Воздухозаборник без отсекателя погранслоя, разработанный подразделением General Dynamics, авторами F-16 (ныне истребительное отделение Lockheed).


4. T-100 — Leonardo T-100



Ранее назывался Aermacchi M346 Master. Единственный двухдвигательный. Еще один самолет без форсажа. У него дозвуковая аэродинамика с элементами сверхзвуковой — наплывы. Два двигателя это увеличенные расходы на содержание и большая вероятность отказов, при меньшей вероятности тяжелого происшествия вследствие отказа двигателя. Но обучаемому летчику посадка с отказом двигателя — предпосылка.

Скорость я поставил завышенную, однако M346 действительно развил M=1.15 однажды. Вообще, сверхзвуковая скорость тренировочному самолету нужна, чтобы осваивать трансзвуковые особенности полета, а они-то теперь управляются вовсе не вручную. Маневренность должна быть вровень с соперниками, чуть меньше тяги, чуть больше ограничений.

Отмечу особенности T-100 в сравнении с Як-130. Полностью американское оборудование. Даже европейских систем в нем мало. Ну и шасси: оно выше, чем у Як-130, нет взлетного канала воздухозаборинка.

Тренажеры изготовит опытнейший Raytheon. Raytheon имеет опыт оборудования тренировочных самолетов для ВМС и ВВС: Texan II и Jayhawk. Некоторые невежи, изображая конечно знатоков, полагают Raytheon свадебным генералом — это совсем не так.

О соревновании T-X для смены Northrop Talon в ВВС США
Jayhawk, Texan II и Talon в строю.

Ernest    

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вышел из печати и рассылается подписчикам седьмой выпуск журнала "Легенда авиации: построй первый русский бомбардировщик". К нему прилагаются детали левой консоли стабилизатора, сдвижного люка верхней стрелковой площадки и кассеты для мелких бомб, а также - сами бомбы. А к ...
Министр обороны Кыпчакской Республики вышел из президентского кабинета изрядно напуганным. Никогда до сих пор глава государства не переходил в разговоре с ним с вежливых кыпчакских оборотов на русский мат, которым, как выяснилось, доктор философских наук владел не хуже бывшего советского ...
Читаю сообщество около полугода, всё собиралась написать о золотой своей любимой свекрови. Но суть сообщества не в том, чтобы сравнить, а в том чтобы предостеречь, а я как-то легкомысленно отнеслась к совету "Никогда не переезжайте к свёкрам". Вот 2 недели живём у родителей мужа, ...
Когда я там был? В начале лета, уже и не помню. А фото до сих пор ...
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста вспомнить автора и название фантастической повести. Автор - кто-то из американских классиков фантастики. Некий режиссер снимает фильм о викингах, отправившись в прошлое, к настоящим викингам. Сначала два сценариста отправляются в доисторическое прошлое, ...