О смысле диалога с еретиками и безбожниками

Несколько выдержек из Слова патриарха Кирилла на праздник
Торжества Православия (http://www.patriarchia.ru/db/text/4410951.html).
Патриарх в своем Слове сказал о "глобальной ереси
человекопоклонничества — новом виде идолопоклонства, исторгающего
Бога из человеческой жизни" и сформулировал то, как должна
отреагировать на эту глобальную ересь Церковь:
"Именно на преодоление этой главной ереси современности, которая
может привести к апокалиптическим событиям, Церковь должна
направить сегодня силу своего слова и мысли. Все это мы формулируем
очень просто — мы должны защищать Православие, как защищали его
отцы VII Вселенского Собора, как защитили его Патриарх Мефодий и
императрица Феодора с сонмом иерархов, как защитили его святитель
Марк Эфесский и наши исповедники и новомученики Церкви
Русской".
Каким же видит способ защиты от этой глобальной ереси Православия
Патриарх? Он говорит:
"У нас есть два пути. Один путь очень простой: раз вы не
соглашаетесь с проповедью Евангелия, значит, вы еретики или
безбожники, с вами не может быть никакого разговора, потому что,
общаясь с вами, мы можем потерять свою правду. Известно, и среди
нас есть те, кто так говорит. Но есть и другой подход: когда тебе
задают вопросы, даже небезобидные, попытаться понять, что движет
твоим собеседником — желание воевать или все-таки докопаться до
истины. Вместо того чтобы отмахнуться и сказать: «Уйди с моего
пути, еретик, безбожник», мы отвечаем на вопросы собеседника со
смирением, с упованием на волю Божию, в надежде, что наши слова
достигнут цели. Это означает, что мы вступаем в диалог с людьми
— не декларируем свое учение, но отвечаем на вопросы, которые нам
задают. И ведь так бывает не только тогда, когда мы обращаемся
к людям неверующим. Это происходит, когда мы свидетельствуем о
Православии перед представителями иных конфессий. Они задают
вопросы — что-то им непонятно, с чем-то они не согласны, что-то не
соответствует их традиции, и мы отвечаем, мы свидетельствуем о
своем опыте, о своей вере. А вопросы и ответы — это и есть
диалог".
Диалог, согласно сказанному Патриархом, предполагает не только
пассивное ожидание вопросов от еретика или безбожника, но и
предельную вежливость, максимально бережное отношение к
его предрассудкам:
"...как только вы скажете человеку, что он еретик, вы
закрываете всякую возможность общения с ним — он перестает вас
слышать и становится вашим врагом, ведь он себя еретиком не считает
и воспринимает эти слова как оскорбление. А в результате нет
никакого диалога, и христиане замыкаются в своей среде, образуя
«гетто», в том числе и мы, призванные нести свет Божий по всему
миру. Мы друг друга успокаиваем и утешаем: какие мы правильные, как
у нас все хорошо, — а кругом мир погибающий! И не спросит ли
Господь с каждого из нас: вы не вступали в диалог с миром? вы не
боролись за каждую человеческую душу?".
То есть не надо говорить еретику или безбожнику (в том числе,
насколько я понимаю, и тем, кто исповедует обличаемую самим
Патриархом "глобальную ересь"), что он еретик или безбожник, чтобы
он не воспринял наши слова как оскробление. А объяснять ему, что
это не оскорбление, а всего лишь взгляд Церкви на его
мнения, нам должно быть то ли лень, то ли... что? Как бороться
за каждую человеческую душу, если Церкви нельзя ни обратиться
первой к человеку, ни прямо указать на его заблуждения? Надо
заметить, что ни отцы VII Вселенского собора, ни
Патриарх Мефодий и императрица Феодора с сонмом иерархов,
ни святитель Марк Эфесский не боялись потерять свою
правду, не уходили от диалога, но и не молчали о своем отношении ко
взглядам еретиков. Потому что они знали ответ на другой вопрос:
"Зачем бороться за каждую человеческую
душу?". Они знали: Церковь учит, что спасение еретика (а тем
более безбожника) невозможно. А мы не знаем?! Не
оказывается ли, что, пассивно ожидая вопросов и боясь "оскорбить"
еретика и безбожника, мы свидетельствуем: нам безразлична
посмертная участь заблуждающихся?!
Прот. Всеволод Чаплин в своей реплике относительно данного Слова
Патриарха поставил очень верный вопрос:
"Единственно ли истинной является
Православная Церковь и могут ли достичь царства Христова
нехристиане и неверующие?"
(http://pravoslav-pol.livejournal.com/44158.html).
По сути это главный вопрос, ответ на который и
может определить наш диалог с еретиками и безбожниками. В Слове
Патриарха он даже не поставлен.
И здесь уместно услышать мнение одного пожилого человека, который
много сделал для диалога, много сделал для того, чтобы диалог стал
максимально комфортным для собеседников. И вот, уже уйдя на покой,
он вдруг...
"Папа-эмерит Бенедикт XVI отмечает, что великие
миссионеры Католической Церкви всегда нстаивали на том, что
обращенные ко Христу люди должны прийти в Церковь для спасения
своих душ. Но эта вера была потеряна после Второго Ватиканского
собора, считает Папа Бенедикт. «Результатом стал глубокий кризис»,
— сказал отставной Папа Римский. «Почему вы должны пытаться
убедить людей принять Христианскую веру, когда они могут быть
спасены даже без нее?»" (http://www.bogoslov.ru/text/4874219/index.html).
Без ответа на этот вопрос бессмысленно "бороться за каждую
человеческую душу". Какой в этой борьбе смысл, если мы сами не
верим в посмертное очуждение еретиков и безбожников? А если верим,
то почему об этом молчим, накладывая моратории на слово "ересь" и
боясь оскорбить еретика? Почему?
PS Очень много лет назад, когда я работал дворником в Литературном
музее и там же читал полуподпольные лекции, одна из участниц
развернувшейся после лекции дискуссии о христианстве сказала:
"Христианство учит прежде всего вежливости". Тогда это
показалось смешным. Мы же не знали, что будет... Да и не очень
много лет прошло на самом деле :)
|
</> |