О символах*
ru_antidogma — 16.05.2010 *Данный текст является моей частной точкой зрения и не представляет точку зрения ни одной из тех организаций с которыми я имею честь сотрудничать.Обмельчали борцы за права, что и говорить, обмельчали...
Мысль эта меня посетила после просмотра очередного ролика с так называемого "Славянского гей-прайда", который пытались провести в славном городе-герое (и просто городе, дорогому моему сердцу) - Минске. Декорации были другими, а вот действующие лица, исполнители и сценарий ни чем не отличался от многосерийной эпопеи, которая вот уже 4 года проходит
Собственно я не про сценарий, действующих лиц или исполнителей собирался писать. Писать я собирался о кощунственном для меня как гея и ЛГБТ-активиста моменте, который как нельзя лучше показывает чего на самом деле стоят для участников этих мероприятий светлые идеалы ЛГБТ-борьбы.
Но, начну я, как это мне свойственно, из далека.
Человек - существо символическое. Наличие семиосферы - одно из фундаментальных отличий человека от других видов живых существ. Как только появляются люди, так сразу же начинают появляться и символы. Разные символы имеют различное значение для человека. Какие-то воспринимаются нами как однозначное добро. Какие-то как однозначное зло. При том, как известно, в разных культурах одни и те же символы могут иметь диаметрально противоположное значение. Без преувеличения можно сказать, что вся жизнь человека от рождения (и даже ранее) до смерти (и далее), во всех сферах пронизана символами.
И среди всевозможных существующих символов мне сейчас хотелось бы выделить те символы, которые относятся с одной стороны к формированию коллективной идентичности, с другой к коллективной борьбе.
Я помню, как в детстве моё воображение поражали истории о революционерах, партизанах, солдатах, которые ценою собственной жизни спасали... символы. Конечно всё это можно списать на "коммунистический тоталитаризм", однако подобные истории занимают важное место не только в идеологиях, но и религиях (спасение христианских, исламских, иудейских, буддистских, языческих и пр. реликвий). Мужчины, женщины, дети (смею предположить, что среди них всех были и ЛГБТ, которые так в те времена ещё не назывались) выносили на собственных телах знамёна, хоругви, прятали другие предметы, которые были важны для их коллективной идентичности и той борьбы, которую они вели.
Когда противники находили эти символы они их обычно уничтожали, равно как уничтожали тех, кто эти символы пытался спасти.
Безусловно, чрезмерная зацикленность на символах может превратиться в фанатизм. Но пренебрежение символами ни чем не лучше фанатизма. А, по-сути, вскрывает то, что для тех, кто этими символами пренебрегает они являются лишь средствами, прикрытием, с помощью которых они преследуют свои личные цели. Ведь если эти символы отбрасываются людьми в случае опасности значит то, что и то, что за этими символами стоит этими людьми так же может быть легко отброшено. И в данный момент не важно, что стоит за этим символом: вера в какого-то бога или пророка, любовь к родине или борьба за права человека.
Именно поэтому меня шокировала та лёгкость, с которой участниками минского "прайда" был отброшен радужный флаг - символ ЛГБТ-сообщества, нашей борьбы и нашей гордости.
16 мая 2010 г.