О схоластике, или Мое сердце пожимает плечами.
xenia_mikhailov — 08.05.2011 Замечали ли вы когда-нибудь, достопочтенные дамы и господа, что самые сильные, трогательные и поистине душераздирающие вопросы большинство древних решало посредством длинных, сухих и не слишком доказательных умозаключений?Вот, к примеру, рассуждения о теодицее:
Не богохульствуй, о Феопомп, и не подчиняй Бога силе необходимости, противополагая воле Его природу. Ибо если Бог не делает того, что Он хочет, то отсюда действительно следует, что Его постигает величайшее страдание, так как [в таком случае] должно сказать, что воля Божия подчинена природе. Этого совершенно не должно быть. Мы полагаем, что так думают те, которые в значительной степени восприняли в себя дух дерзости, и что они подчиняют Бога силе необходимости. Но мы должны, о Феопомп, представлять так, что всемогущая природа Божия никогда не может воспрепятствовать Ему делать то, что Он хочет, так как нам надлежит говорить, что Бог превыше всего и ничему не подчинен. Неужели от тебя укрылось, о любезнейший, что один только Бог свободен, над всем возвышен, все может и не подчинен никакой необходимости? Поэтому нечестиво отнимать свободу у всемогущего Бога.
Читая такие рассуждения, современный человек либо относится к ним как к историческому казусу, либо, по моему скромному разумению, спрашивает себя: а что, собственно, автор этим сказал?
И поневоле приходит к выводу, что автор, собственно, не сказал ничего.
Впрочем, нет.
Он сказал.
Сказал, что в хаотическом мире ему некомфортно, что он хотел бы упорядочить этот самый мир, сделав его максимально структурированным и рациональным.
Но можем ли мы всерьез относиться к этим древним попыткам рационализировать мир?
И не странно ли, что мы, с нашей чрезмерной рациональностью, больше на рационализации не попадаемся?
Хотя очень может статься, что и не странно.
Человек ищет того, чего у него нет, а не того, что у него в избытке и что уже капает у него из ушей.
И у нас из ушей капает логика.
Вот потому-то современный человек, ищущий ответ на вопрос о страдании и сострадании Бога, уже совершенно не слышит все эти рациональные доводы.
Если Бог то-то, то Он сяк-то...
Поневоле вспоминается Веничка Ерофеев.
Моё сердце не говорит этой музыке «нет», но и «да» оно не говорит. Моё сердце пожимает плечами, когда слушает её.