О школах - продолжаем разговор?

топ 100 блогов earlyhawk26.05.2023 Тут в одном из ФБ-постов, дублирующих вот этот, были весьма интересные комментарии, по теме школ. Я свёл их в один текст, вот он (мои ответы ниже):

“Это сильно зависит от того, сколько лет твоему собеседнику.
Например, наша с тобой разница в возрасте, казалось бы, совершенно некритичная, (7 лет - моё примечение) но в плане именно школьного образования мы - люди разных эпох.
Люди 75-77 г.р. последние, кому досталась советская школьная система, которая, конечно, была неидеальна, но она, по крайней мере, была.
Я пошла в школу в 90 году, и это была совсем другая история. У нас не то что оборудованных кабинетов по химии и биологии не было, у нас учителей по целому учебному году порою не было. И у огромного количества моих сверстников в разных школах было абсолютно так же. В один год у нас биологию вела физручка, а историю - завхоз.
Ну какая база, о чём ты. Это была просто условная камера хранения для детей, чтоб по улицам не шатались.
Сейчас ситуация как раз получше, но ненамного. И очень высокая сегрегация.
Есть действительно хорошие школы, с историей, традициями, отличными учителями, интересными уроками и пр, но туда берут мнэээ... Не всех. И есть все остальные школы, я для своего ребёнка, скажем, пристойного варианта так и не нашла. До 4 класса он вообще был на с/о, потом я сильно от этого утомилась и отдала деточку таки в школу. И до 8 класса его школьное образование выглядело так: полгода он "учится" в школе, я периодически на это смотрю и ужасаюсь всё разрастающимся провалам в знаниях и понимании, при этом ребенок не видит солнца, каждый день по 6-7-8 уроков, утомление есть, прогресса нет. Далее примерно в середине января я иду в школу, говорю - а давайте мы как-нибудь сами, переводим ребёнка на с/о, договариваемся с репетиторами, в конце учебного года виден свет и понимание, ребёнок ок, но совершенно не ок я. Потому что ребенок на с/о - это тяжко. С сентября на новый круг.
С 8 класса мы нашли прекрасную школу, но за много_денег. Вот там и ребёнку нравилось, и учили хорошо, и вообще всё было супер. Ну, кроме денег и того, что до неё нужно было ехать час. Но это было то, что было жаль терять при переезде. Впрочем, в прошлом году её убили насмерть, так что теперь не жалко.
В общем, я это всё к тому, что, с большой вероятностью, говоря слово "школа" ты и твой собеседник имеете ввиду совершенно разные вещи.

Кстати, здесь, в чг, понаехавшие русы любят порассказать, какое плохое в Черногории образование, и как деточкам лучше оставаться в РФ системе.
Но вот что вижу я: оба ребёнка у меня сейчас учатся в государственных чг школах, и да, периодически трясут снобизмом и "это всё я давно уже знаю". Но. У старшего, внезапно, несмотря на "плохое образование" отросла собственная мотивация учиться, узнавать новое, и вместо того, чтобы после школы лежать тряпочкой, он ещё и работу себе нашел, в качалку ходит, потихоньку осваивает программирование и периодически шляется по стране автостопом. Ну, короче, нормальный юноша вместо невротичной тряпочки с вечным недосыпом и чорными кругами под глазами.
Младшая говорит "ах мне там скучно, я всё знаю лучше всех" (это, кстати, правда, но в русской школе было бы так же, только ещё и на привычном языке, тут хоть какие-то интеллектуальные усилия ей приходится прикладывать)
Но при всем этом "скучно" - она в школу хочет и стремится, возможности прогулять не радуется и расстраивается, если заболевает.
Так что, имхо, со своей первичной задачей - научить учиться, чг школа справляется куда лучше рф.”


Оппонент во многом прав. Особенно в плане того, что средне-школьное образование 80-х и 90-х годов сравнивать нельзя, от слова совсем.
80-е были последним издыханием НТР. Уже становилось ясно, что холодная война проиграна, но ещё были созданные для неё (и в ней) кадры – включая школьных учителей.
Сразу скажу: холивар расчёт качества образования в СССР – сразу нахрен, пожалуйста. Тут о другом.
Жил-был биполярный мир: условные восток и запад. Баланс сил держался на вооружённом до зубов нейтралитете – той самой “холодной войне”.
То есть, обеим сторонам было понятно, что технологии – первичны. А их двигать могут только образованные люди. А без качественного как среднего, так и начального образования, высшее, особенно техническое – это нонсенс.
Потом “второй мир” приказал долго жить. Ну, многие радовались ещё, помните?
И качественное образование для большинства ВНЕЗАПНО стало лишним. Даже вредным.
Последствия чего и наблюдаем – причём это явление транснациональное, увы и ах.
Теперь к вышеприведённым комментариям.
Всё зависит от того, какая задача стоит перед школой. А это зависит, прежде всего, от того, кто её (задачу) ставит.
1. В случае гос.школ, это государство.
2. В случае больших частных школ, это инвесторы.
3. Мелких и средних – активные родители. Ну, и предельный случай мелочи – домашнее образование, тут всё ясно: конкретные родители (выносить в отдельный пункт смысла нет).

Первый вариант рассматривать бессмысленно, причём независимо от страны. Это та самая вышеприведённая “камера для хранения детей, чтоб по улицам не шатались”. В смысле, сейчас, в мире свёрнутой НТР. Минимум объективно-полезных знаний, зато гос.идеологии – через край, местами – повесточка, местами – наоборот, протестантизм какой-нибудь, или прочая средневековщина – не суть. Главное: человеческому детёнышу в таком месте делать нечего. Точка.

Третий вариант это, строго говоря, не школа. Это семейное (макросемейное) образование, устроенное согласно мнениям семьи или доминирующих семей (да-да, привет мезолит – с тех пор в глубинной психологии человека мало что изменилось, и в исторически-соразмерный период времени не изменится: где несколько веков, в где 250+ тыс лет человечеству). Тут разбирать особо нечего – это семейно-специфические дела.

А вот второй вариант – чертовски интересен. Не могу сказать, что у меня тут есть какая-то серьёзная “сумма наблюдений”, но живу давно, примеров наблюдал штук 30 (в некоторых немного участвовал), так что основные типы “больших” школ выделить, пожалуй, можно.

Внимание, вопрос: ВАМ будет интересен такой разбор? Если да: прошу в комменты с мнениями, уточнениями и вопросами. В понедельник приступим.

Спасибо!

К этому https://earlyhawk.livejournal.com/3154574.html и, частично, https://caurug.livejournal.com/341228.html

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Многолетний ночной кошмар Питера о том, что он теряет свою семью, становится явью, когда на Земле начинается инопланетное вторжение. Защищая близких, Питер открывает в себе необыкновенные способности, которые объясняются его тайным предназначением и происхождением. Теперь у него ...
Сограждане, не могу вспомнить, не сплю ночами: 1. Дано - необходимость создания шаблона с зафиксированными областями. Шоп ни одна рожа личность не могла сдвинуть эту область. Области на разных частях листа (справа, слева, внизу и др.). Как? 2. Дано - необходимость зафиксировать ...
Москва. 30 сентября. INTERFAX.RU - Российская авиация приступила к проведению воздушной операции в Сирии и наносит точечные удары по наземным целям боевиков запрещенного в РФ "Исламского государства", сообщил "Интерфаксу" официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков. " ...
Иногда бывает так,что мироздание слышит тебя слишком хорошо,и выполняет твои мысли слишком причудливым способом.Я долго думала,что было бы здорово попасть на Терский берег зимой,и...поначалу ничто вроде бы не предвещало,как сложится долгожданный отпуск.Мы выдвинулись из Питера вполне себе ...
Одну из инопланетных цивилизаций на Земле представляют Часовщики и институт Времени ( Хорологический институт - https://en.wikipedia.org/wiki/Upton_Hall ) Это сообщество - строгий, закрытый клуб Мастеров Регулирования Времени и синхронизации потоков. Но это не Серые... Напомню, ...