О схемах в метро, коррупции и системе управления государством

топ 100 блогов mymaster02.11.2012 Если вы были в Московском метро, то вы обязательно видели колонны экстренного вызова. И видели схему метро на этих колоннах.

О схемах в метро, коррупции и системе управления государством
(с) PCWEEK

Таких колонн в Московском метро 462 штуки. На каждой из них схема наклеена спереди, на высоте превышающей средний рост человека, поверх динамиков, из-за чего в ней прорезаны прорези. Чудовищно не удобно, не правда ли?

Схема на платформах обычно нужнее всего. В поездах толчея, в вестибюле человек занят мыслями о том, что ему надо найти билет, пройти турникет.. к тому же поток людей прет.. И оп - он уже за турникетом, ему хочется теперь посмотреть как ехать, и его взору предстает эта схема. Только она. Никаких других схем на платформах Московского метро не размещают. Человек встает на цыпочки, тянется к ней, и пытается сквозь прорези понять, что же там было мелким шрифтом написано...

Вы уже морально готовы наказать того, кто придумал такое издевательство? ;) Согласитесь - ведь только изощренный садист мог все сделать именно так. Вам бы хотелось, чтобы его хотя бы уволили из Московского метрополитена? И вам не составит труда написать на него электронную жалобу, чтобы это осуществить... Так? ;) Тогда прошу под кат, господа!

Так вот, с сожалением отмечаю, что уволить некого. Я бы тоже с радостью, но схему туда повесил не человек, а система метрополитена. Как это так - удивитесь вы. Как "не человек" вообще может повесить схему - это же материальный кусок липкой пленки?! Да, конечно, кусок.. материальный, и есть конкретный человек, который его туда лепил. Но он лепил его строго так, как было предписано письмом.

Именно, что все 462 схемы наклеены абсолютно одинаково, хотя их развешивали разные люди. Так что этих людей не просто не за что ругать, их надо похвалить - они сделали все очень качественно. Они вешали схемы, делали дырочки в них. Это большая работа, которую они выполнили первоклассно.

Значит виноват тот начальник, который им сказал как вешать схему? Опять нет. Ему пришел приказ, в нем был стандартный формат бумаги, который может дешево напечатать типография, и предписание разработать требования, по размещению такого формата на передней части колонны экстренного вызова. А на колонне, ниже - кнопки и камера, еще выше - никто не долезет. Так что оставалось только там, где и сделано. Пришлось даже принять волевое решение - клеить поверх динамиков, но сделать прорези. О прорезях удалось договориться с техниками - они долго сомневались, и советовали наклеить еще выше. Так что этот начальник просто как рыба об лед бился, пытаясь сделать все как следует. Я бы даже сказал - шел на жертвы, так как пробить идею с прорезями было не просто.

Ну тогда, виноват еще более главный начальник, который потребовал клеить их на колонну спереди, и указавший размеры? Господь с вами, он то в чем виноват?! Колонна была без схем сперва - помните? Но на ней есть кнопки вызова ситуационного центра. И вот люди жали кнопки, а там диктор им рассказывала как проехать. А у них не было схемы, чтобы посмотреть что она говорит. И они ей на это жаловались. А диктор, все это, конечно, как ответственный сотрудник, записывала и передавала тому самому главному начальнику. И он скрепя сердцем (это же денег стоит, а бюджет подрезают каждый год) поручил разместить спереди колонны схему. То есть он в общем-то, людям жизнь улучшал. Сумел изыскать при стесненном бюджете деньги. Ему премию надо квартальную дать.

Так и кто же виноват? Расклейщик - нет, его начальник - нет, начальник начальника - нет. Диктор не виновата. И пассажиры уж точно не виноваты. Все и каждый сделали свою работу ИДЕАЛЬНО. Подчеркиваю - каждый на своем месте старался максимально точно выполнить все поручения, и, черт меня возьми, они сделали лучшее - что каждый мог сделать на своем месте. Но вам их результат совершенно не нравится. И мне вот тоже... честное слово - бесчеловечно как-то вышло. И бесчеловечно вышло именно потому, что вешал не человек - а система. То какой будет схема, как и где она будет висеть, определил не конкретный человек - это определила иерархия связей, знакомств и личных отношений людей внутри метрополитена. Никто лично.

Вы можете сказать, что виноват Иван Сергеевич Беседин. Он директор метрополитена, а значит отвечает за все внутри него. Но вам не кажется, что это несколько не честно, обвинять человека в каких-то результатах, не оценивая совершенно были ли у него возможности сделать иначе? Я знаю, у нас есть ряд людей, с наполеоновским размахом заявляющих: "Ах не можешь управлять там - никто не держит, увольняйся - другой справится!" Только это, господа, самообман. Это такая мечта, как в сказке про Змея Горыныча - что человек в одиночку способен завалить систему. С детства учили, потому многие верят.

На деле Беседин максимум что мог сделать, это лично пойти и разобраться кто жаловался, почему, как часто. Стать специалистом по навигации, понять, какая информация нужна на платформе, какая нет. Провести ревизию мест размещения колонн. Выяснить что там с ними не в порядке.. провести опрос, убедиться, что колонны бы почти никому не были нужны - будь просто нормальные схемы на тех же местах. Только вот колонны ставить начали при Гаеве, и как поставили так и есть, а Беседин физически не может быть и директором и специалистом по навигации, опросам пассажиров и пр. Да и такой метод управления, как я описал, называется "ручным" и широко осмеивается в интернете. Если завтра вместо Беседина сядет туда какой-нибудь Петров, то это может несколько улучшить ситуацию только в том случае, если Петров был в прошлой жизни дизайнером, а не железнодорожником, как Беседин.

Что же - никто ни на что не влияет что ли? Влияет, естественно. Но не то, чтобы сильно. Каждый очередной начальник пытается реформировать систему, а она пытается перевоспитать его. Некий очередной начальник придет, и осознает, что у него нет специалистов по целому направлению - навигации. И тогда он будет выбивать деньги, чтобы расширить штат. И столкнется с другой системой - Правительством Москвы - оно будет требовать экономии, а не раздувания штатов. Быстро выяснится, что есть еще система определяющая предельные уровни зарплаты для специалистов занятых в ГУПе и что хорошего дизайнера на такие деньги не нанять, даже если бы были сами деньги. К этой системе прилепится система ГОСТов и стандартов, которая немыслимым образом уже впитала в себя место размещения схем на колоннах, так что теперь чтобы его поменять, надо менять ГОСТы на колонны...

Отлично. Что мешает сесть и спокойно разобраться - обдумать какой-то вопрос, а не пороть горячку. Продумать все эти моменты, со всем договориться, но сделать потом по-людски? А то и мешает, что в системе управления как правило идет решение внезапных задач, и только как фон, факультатив и отдых для души что-то на перспективу. Беседину ежечасно докладывают о срывах в текущей работе, которые надо латать уже обязательно в ручном режиме, потому что иначе будет беда. Он должен искать деньги на штатные работы - техобслуживание систем, на вагоны... Ему надо готовить поправки в бюджет Москвы, в части метрополитена. У него периодически идут сбои движения на линиях, когда есть риск что сотни тысяч людей не смогут уехать, а часть станций будет переполнена и люди могут погибнуть в давке. И он решает эти вопросы, потому что нынешняя система уже работает, и она уже устроена так, что требует кучи внимания и ручного управления с его стороны.

Реформирование систем образно можно представить так: вы машинист паровоза, который должен каждый год ехать все быстрее и быстрее, никогда не останавливаясь в пути. Вы обязаны управлять паровозом, регулярно кидая уголь в топку, кроме того у паровоза регулярно что-то отваливается, и надо быстро чинить. А в какие-то моменты, на ходу, вы должны еще и менять часть деталей - модернизировать его, так чтобы со временем он стал уже электровозом. И все это надо делать не останавливаясь ни на минуту.

Тут я полагаю, что вы уже давно догадались что пост не о Беседине, и не о схемах. Пост о государственном управлении. В работе метрополитена есть ночные технологические окна, когда можно обкатываться и что-то менять. При внедрении той же платной парковки - их нет. Минимум нужен живой квартал - иначе не будет нужной нагрузки на сервера, чтобы выяснить проблемы, все должно быть на улице, чтобы видеть как оно покажет себя в мороз и дождь, и должно обтачиваться и притираться по реальным ситуациям возникающим у реальных людей. При этом все эти люди резонно говорят, что тренироваться надо на кошках, хотя, наверное, догадываются что кошки кредами не пользуются и машины не паркуют.

Еще интересней делать более крупные вещи - например пенсионную реформу, когда у вас куча людей которые сейчас получают пенсию, есть куча людей которые будут ее получать и нет толком денег. Как разобрать и собрать этот паровоз так, чтобы минимизировать жертвы? Причем выше я описал, каких издержек требует сейчас даже обычное размещение схемы. Поймите, практически все системы в стране имеют качество организации не лучше чем Московский метрополитен, а много хуже! Во всех местах сидят чудесные люди, но люди, встроенные в систему, подчиняются системе. А менять сложившиеся взаимоотношения - это еще сложнее, чем строить новые.

Почему в России многое делается на знакомствах, а на Западе нет? Потому что в России система "кумовства" это по сути паразитическая, параллельная часть системы управления, выросшая самостоятельно, как ответ на сложности организации штатной системы. Коррупция, которая является продолжением и развитием системы "кумовства", это не проблема - а следствие из проблемы, связанной с кризисом управления системой. Это реакция не конкретных персоналий, это реакция самой системы управления. То есть при такой структуре, функциях, людях, их мотивациях, целевых показателях, формах бюджетных отношений - совершенно не важно кто руководит всем процессом - он не сможет чисто технологически повлиять на коррупцию, он сможет только давить ее наиболее яркие проявления. То есть это будет борьба с симптомами, а не с причиной болезни.

Именно поэтому я всегда говорю, что коррупция - это не проблема России, это лишь один из негативных факторов, но далеко не главный, при реформировании ее системы управления. И нет никакого Навального (ну или по крайней мере точно не Навальный тот человек), который вдруг сможет резко за год, или четыре года, реформировать именно систему управления. Путин, что бы там кто не думал, пытается реформировать систему - там есть что обсуждать, что и как он делает. Но он это делает. Стратегия 2020, разработанная по его заказу, это весьма вдумчивый и разумный документ о направлении и методах реформирования системы. И можно сказать, что в целом, в том темпе в котором позволяет момент, он ей следует.

И да, есть толпа жуликов которые врут, что в системе все отлично, и что там нечего реформировать - нужны только косметические изменения. Но толпа жуликов которые врут, что причина всех бед в коррупции, и что виноваты конкретные персоналии, сменив которых мы попадем в рай - еще хуже.

С системных позиций, лучшее что можно сейчас можно сделать - это делегировать ряд полномочий по управлению широкому кругу заинтересованных потребителей. То есть начать выращивать широкое общественное лобби, которое бы помогало вести модернизацию системы снизу: потому что в модернизации нуждается не только и не столько система государственной власти, сколько система управления на местах, в городах, на предприятиях и т.д. Ситуация в которой одна часть людей понимает стабильность как то, что "у паровоза хотя бы еще не взорвался котел", а другая часть людей стебется над стабильностью с мыслью: "мы все еще едем на паровозе, хотя кругом давно электровозы!" говорит о качественном непонимании существующих процессов в системе управления широким кругом граждан.

От смены машиниста паровоз не станет электровозом. Но если не начать позволять тем, что сейчас едет как пассажиры, начинать участвовать хотя бы в замене разваливающихся частей, то котел рано или поздно все же взорвется.

В общем начал за здравие, а закончил за упокой. Походу получилось слишком сложно, чтобы кто-то понял о чем я в реальности хотел сказать :) Жизнь такая... впрочем.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Белоруссия – страна замков. На ее территории со средневековых времен сохранилось около 50 древних крепостных и замковых сооружений. Многие из них дошли до нас в виде руин, тем не менее посещение этих величественных свидетелей древности может ...
Читаю у Александра Шубина, как быстро большевики угробили экономику в конце 17 - начале 1918 годов. Причин для этого, как водиться, было несколько. Ну, во-первых, только редкостные долбоящики могут считать, что им в руки попала конфетка. В реальности производство в конце войны скатывалось ...
Массированная пропаганда может любого превратить в овощ. Вчера смотрел хорошее кино "Жена смотрителя зоопарка" и размышлял о том, какие придурки те, кому не нравится стабильность. Да это счастье, вообще-то. А в эпоху перемен живите сами! Оппозиционеры внутри страны ругаются с теми, кто ...
У нас с новым плащиком такая любовь, что мы наколдовали не летнюю погоду. От слова не лето. Ася ведьма. Таки про плащ - не помню, чтобы я так любила шмотку, как его. Лето отменила к фигам ровно после дня покупки. Еще вот такая розовая льняная наволочка. И белая простыня будет. Кайф. ...
Археологические раскопки в Московской области показали, что для раннего периода заселения этой территории были характерны только женские антропоморфные образы. Мужские изображения здесь практически неизвестны. Основная масса женских фигурок относится к позднему периоду дьяковской ...